Добро пожаловать на сайт Ярославского турклуба "Ирбис"!
  ЯГОО туристский клуб "Ирбис"
Главная Отчеты о походах Горное фото Кинофестиваль Ссылки Форум
Хан-Тенгри Хан-Тенгри Эльбрус Эльбрус Казбек Казбек Белуха Белуха
Ярославский городской клуб горного туризма “Ирбис”

ОТЧЕТ
о горном туристском путешествии четвертой категории сложности, совершенном с 8 по 27 июня 1996 года в районе Высокого Алая по маршруту:
г. Маргилан - пос. Шахимардан - р. Аксу - р. Арчабаши - пер. Хамзы (1Б, 4200) - лед. Алаудин - р. Алаудин - р. Коксу - лед. Сев. Кимиздыкты - пер. Шульца (1А, 4200 м) - ГМС лед. Абрамова - р. Коксу - р. Ю. Караказык - р. Улукол -лед. Улукол - пер. Крылья Советов (2Б, 4520) - лед. Егорова - р. Арчаканыш - р. Дугоба - лед. Дугоба - пер. Дугоба(2Б, 4530) - лед. Дугоба-Шигоу - р. Дугоба-Шигоу - р. Сурметаш-Даван - а/л Дугоба - пос. Иордан - пос. Шахимардан - г. Фергана.
Руководитель группы Иванов Г. А.

Техническое описание перевалов.

Перевал Хамзы

Перевал Хамзы (1Б, 4200 м)
Перевал Хамзы расположен в Алайском хребте и соединяет р. Арчабаши и лед. Алаудин. Путь к перевалу начали по левому берегу реки, засыпанному снегом. Уходя от лавиноопасного склона вершины 4504, поднимаемся на крутую морену. Везде снег. Поднимаемся по морене до озер. Проходим между ними по моренной перемычке. Последний раз можно набрать воды. От озер поднимаемся прямо вверх на морену и выходим на предперевальный ледник. Далее движение в связках. Ночевка на морене около ледника под перевалом. Сильный снегопад и туман не позволили брать перевал на следующий день. Вынужденная дневка. Начали подъем на перевал через день только в 7 часов по московскому времени. Непосредственный подъем на перевал представляет собой снежно-ледовый склон крутизной до 50° и протяженностью около 250 м с двумя бергшрундами в середине склона. Подъем следует осуществлять в связках. Обходим бергшрунды слева, одновременно стараясь не подходить под снежные карнизы, которые висят на перемычке Высоцкого, расположенной восточнее перевала. При прохождении через бергшрунды необходима попеременная страховка. Выходим на седловину на 100 м выше ее нижней точки. Подъем от места стоянки до седловины занял 5 часов. Седловина широкая, осыпная. Тур расположен в середине седловины, записки не найдено.

Спуск с перевала Хамзы

Спуск с перевала идет на юг по осыпному склону, засыпанному снегом до скального отвеса. Вертикальный скальный склон обходим справа, по осыпи, засыпанной снегом. Крутизна склона на протяжении всего спуска 45° . Далее по морене движемся на юг в направлении лед. Алаудин. Пологие снежно-осыпные участки чередуются с подъемами и спусками. Для спуска с одного из крутых снежно-осыпных склонов пришлось навесить вертикальные перила. Спуск до лед. Алаудин занял 4 часа.

Спуск с перевала Хамзы

Перевал Шульца (1А, 4200 м)
Перевал Шульца соединяет лед. Сев Кимиздыкты и лед. Абрамова. Путь к перевалу начали с берега р. Коксу. По крутому снежно-травяному склону за 1 час выходим на правую боковую морену лед. Сев Кимиздыкты. 3 часа занял подъем по заснеженной морене до ледника. Далее выходим на закрытый ледник. Движение в связках. Перевал хорошо виден с ледника. Седловина расположена южнее отвесного скального выступа на входе в цирк и севернее вершины 4682. В июне непосредственный подъем на перевал представляет собой короткий снежный склон крутизной 30° . В более поздние месяцы это, вероятно, осыпной склон. Седловина представляет собой снежный котлован диаметром 50 м и глубиной 10 м. Пересекаем седловину, придерживаясь левого края. Спуск с перевала - крутой снежно-осыпной склон протяженностью 250 м. В июне лавиноопасен. Спуск выводит прямо к вертолетной площадке (аэропорту) метеостанции лед. Абрамова. Спуск занял 2 часа.

Перевал Крылья Советов

Перевал Крылья Советов (2Б, 4520 м)
Перевал Крылья Советов расположен в Алайском хребте, и ведет с ледника Улукол (р. Улукол) на ледник Егорова (р. Арчаканыш). Подъем на перевал начинаем по берегу р. Улукол, с места, откуда уже виден перевал в северо-западном направлении. Подход под перевал осуществляем, траверсируя берег реки, и выходим на заснеженную морену под перевалом. Этот участок пути представляет собой склоны различной крутизны до 30° , покрытые настом, поэтому проходим его в кошках. Время прохождения 3 часа. Далее траверсируем крутой склон до 55° длиной 300 м, направляясь к понижению между скалами слева. Этот участок представляет собой крупную осыпь, покрытую снегом. По всему склону разбросаны покрытые настом лавинные выносы. Наст легко проламывается, поэтому пришлось двигаться на четырех опорах, уменьшая давление на снег. Время прохождения участка 1 час. Выход на перевал осуществляем по осыпному склону, покрытому глубоким снегом, крутизной до 20° . Время прохождения участка 1 час. Перевальная седловина широкая снежная. Тур не нашли - очень много снега.

Спуск с перевала Крылья Советов

Спуск с перевала начинаем с навески дюльфера для спуска со снежно-ледового козырька высотой 7 м и отрицательным углом. Дюльфер крепится на петле в снежном пазу. Далее спуск осуществляется сначала по снежно-ледовому склону крутизной 50° , пересеченному широким бергшрундом. По середине бергшрунда имеется хороший снежный мост. Прохождение участка требует навески перил длиной 200 м. Спуск с седловины перевала на ледник занял 2 часа. Спустившись на ледник Егорова, пересекаем в северном направлении и выходим на левую боковую морену, по которой выходим к р. Арчаканыш. Время прохождения ледника и морены 3 часа.

Перевал Дугоба

Группа на перевале Дугоба

Перевал Дугоба (2Б, 4530 м)
Перевал Дугоба расположен в Коллекторском хребте к западу вершины Акташ, и ведет с лед. Дугоба (р. Дугоба) на лед. Дугоба-Шигоу (р. Дугоба-Шигоу). С места ночевки (места впадения р. Дугоба в р. Арчаканыш) по тропе выходим на левую боковую морену лед. Дугоба, где также имеется тропа. Крутизна морены 0° - 20° . По морене проходим мимо начала взлетов на перевалы Улитор и Акташ ложный. Дойдя до взлета перевала Акташ, спускаемся на ледник и движемся в направлении моренного острова посреди ледника. Крутизна ледника 0° - 10° . Ледник закрытый, движение в связках. На моренном острове организуем бивак. Палатку можно поставить только на снегу. У группы первый опыт таких ночевок. С места стоянки хорошо просматриваются взлеты перевалов Акташ(1Б), профессора Леонова(3А) и Узбекистан(3Б). Седловина перевала Дугоба - первое понижение в хребте на запад от вершины Акташ. На следующий день выходим, как обычно, в 7.00 по Москве. За 1 час подходим под взлет перевала по закрытому леднику. Движение в кошках связками. Подъем на перевал представляет собой осыпной склон, покрытый снегом, крутизной 35 - 45° . Склон пресечен замерзшими лавинными выносами. Движение в кошках по насту. На седловину поднялись за 1 час. Перевальная седловина - снежно-ледовая шириной 2 м и длиной 30 м. Тур не нашли. Возможно, он занесен снегом.

Спуск с перевала Дугоба

Спуск представляет собой снежно-ледовый склон крутизной 30 - 60° , пересеченный несколькими бергшрундами. Чтобы обойти бергшруды, траверсируем склон в направлении скальных выходов справа. Движение в кошках по перилам, закрепленным на ледорубах. Далее спускаемся по перилам к подобным скальным выходам еще правее. Последний участок перил по снежному кулуару между двумя этими скальными выходами. Всего провесили 300 м перил. На протяжении всего спуска склон был покрыт настом. Движение в кошках. Далее по леднику выходим на левую боковую морену. Движение в связках. Крутизна ледника до 30° . Время прохождения ледника 1 час.

Сведения об участниках путешествия.

Ф. И. О. Обязанности в группе Год рождения Место работы Опыт участия в горных походах
Иванов Геннадий Алексеевич руководитель, завхоз 1972 ИВЦ Северной ж. д., инженер-программист IIу-Кавказ, IIIу-Алтай, IVу-Высокий Алай, IIр- Северный Тянь-Шань, IIIр-Северный Тянь-Шань.
Федосов Дмитрий Владимирович медбрат 1969 ЯЭМЗ, рабочий IIу- Центральный Тянь-Шань, IIу- Фанские горы
Скарюкин Иван Владимирович реммастер 1972 УВД, программист IIIу- Северный Тянь-Шань
Лукьянов Дмитрий Владимирович фотограф 1970 ИВЦ Управления Северной ж.д., инженер-программист IIIу- Северный Тянь-Шань
Резепов Андрей Анатольевич фотограф 1972 Ярославский городской телеканал, видеоинженер IIу- Урал

График движения.

1-й день. 8 июня. Г. Маргилан - пос. Шахимардан.
Взяли два такси до Шахимардана за 180 000 рублей. Около часа шли по асфальтовой дороге в сторону пос. Иордан в поисках места ночевки. Встали у моста через приток р. Аксу. Вся земля вдоль дороги Шахимардан - Иордан огорожена под сады и фермы.
Облачно, гроза, полчаса дождь.

2-й день. 9 июня. Пос. Шахимардан - пос. Иордан (3 км, 1 ч).
Асфальтовая дорога. Пос. Иордан - ур. Машалян (8 км).
Грунтовая дорога. Подъехали на грузовике за 40 тысяч рублей. ур. Машалян - р. Гаджир (12 км, 4 ч).
Грунтовая дорога по правому берегу р. Аксу. Стоянка в месте слияния рек Гаджир и Аксу.
Солнечно. Жара.

3-й день. 10 июня. Р. Гаджир - р. Караказык Сев. (16 км, 6 ч).
Грунтовая дорога по правому берегу р. Аксу. Через 10 мин мост на левый берег. Проходим устье р. Акорк и снова мост на правый берег р. Аксу. Выше места слияния рек Икедаван и Арчабаши на правом берегу реки Арчабаши дорогу обрывает скальный прижим. Переправа вброд с использованием перил на левый берег. 20 минут по левому берегу, далее следует прижим на левом берегу реки - необходимо переправиться вновь на правый берег (по бревнам с использованием перил), где продолжаем путь по дороге. Ночевку организуем, не доходя одного перехода до мест слияния рек Караказык Сев. и Арчабаши.
Солнечно. Жара.

4-й день. 11 июня. Р. Караказык Сев. - р. Арчабаши (10 км, 6 ч).
Переправа вброд сначала через р. Караказык Сев., а затем через р. Арчабаши. Необходимости в перилах не было - вода ниже колена. Тропа по левому берегу реки р. Арчабаши. Много арчи - возможно приготовление пищи на дровах. Встали на ночевку на морене перед началом снега, не доходя до вершины 4504. Перевал Хамзы виден с места стоянки. Второй день нас сопровождает небольшое стадо яков.
Первую половину дня ясно. После 12 часов (московского времени) дождь, туман.

5-й день. 12 июня. Р. Арчабаши - предперевальный ледник (6 км, 4 ч).
Движемся в направлении перевала Хамзы по морене, расположенной по левому берегу реки Арчабаши. Осыпные склоны, частично покрытые снегом, крутизной до 40° . Справа снежные карнизы. По леднику под перевал (2 км, 1 ч).
Закрытый ледник крутизной до 10° . Глубокий снег. Движение в связках. Стоянка на морене крутизной 20° напротив перевала.
Первую половину дня ясно. После 12 часов (московского времени) снег, туман.

6-й день. 13 июня. Вынужденная дневка из-за непогоды.
Снег, туман, нулевая видимость.

7-й день. 14 июня. Предперевальный ледник - пер. Хамзы (2 км, 5 ч).
Закрытый ледовый склон крутизной от 10° до 50° , пересеченный двумя бергшрундами. Наиболее крутой участок после прохождения бергшрундов. Восточней седловины два карниза. Подъем осуществляется в связках с одновременной страховкой. Прохождение бергшрундов с попеременной страховкой через ледоруб. Пер. Хамзы - левая боковая морена лед. Алаудин(2 км, 1 ч).
Осыпной склон крутизной 50° , покрытый снегом. Далее скальный отвес, который обходится справа по снежнику крутизной 45° . По левой боковой морене лед. Алаудин(4 км, 3 ч).
Крупная осыпь крутизной от 0° до 50° , покрытая снегом. Один раз пришлось навесить дюльфер для быстроты и безопасности прохождения крутого каменистого склона, покрытого тонким слоем снега.
Первую половину дня переменная облачность. После 12 часов (московского времени) снег, туман.

8-й день. 15 июня. Лед. Алаудин - р. Коксу (6 км, 3 ч).
Движемся по левому берегу р. Алаудин. Крупная осыпь крутизной от 0° до 50° , покрытая снегом. Засыпанные снегом ручьи. Местами простые скальные участки, опасные из-за мокрого снега.
Снег, туман.

9-й день. 16 июня. По долине р. Коксу до р. Сев. Кимиздыкты (4 км, 1 ч).
Тропа по левому берегу реки. На полпути по скальной пробке через каньон переходим реку. Далее тропа по правому берегу. Стоянка у места впадения р. Сев. Кимиздыкты в р. Коксу (характерные признаки - большой красный газовый баллон и турник).
Солнечно.

10-й день. 17 июня. Р. Коксу - лед. Кимиздыкты Сев.(5 км, 5 ч)
Травянистый склон, покрытый снегом, крутизной до 45° . Далее правая боковая морена лед. Кимиздыкты Сев., все покрыто глубоким снегом. Лед. Кимиздыкты Сев - пер. Шульца (2 км, 2 ч).
Закрытый ледник, крутизной от 0° до 30° . Постоянный сход лавин со склонов цирка. Движение в связках. Далее заснеженный скально-осыпной склон крутизной до 40° . Седловина широкая снежная, посередине впадина. Пер. Шульца - лед. Абрамова (1 км, 2 ч).
Снежно-ледовый склон крутизной до 60° . Глубокий снег. Лавиноопасность. Ночевка в аэропорту метеостанции лед. Абрамова.
Первую половину дня переменная облачность. После 12 часов (московского времени) снег, туман.

11-й день. 18 июня. Дневка на метеостанции.
Метеостанция принадлежит Узбекистану. Метеорологи(5 русских мужиков) приняли нас прекрасно. Предоставили кровати, бесплатно кормили. На метеостанции есть электричество, горячая вода, телевизор со спутниковой антенной.
Солнечно.

12-й день. 19 июня. Лед. Абрамова - р. Коксу - р. Ю. Караказык(12 км, 4 ч).
Тропа по правому берегу реки Коксу. Тропа пересекается во многих местах крутыми снежниками, которые нужно проходить осторожно, вытаптывая ступени. Переходим на левый берег по второй скальной пробке, которая находится ниже по течению места впадения р. Алаудин. Далее тропа по левому берегу. Р. Ю. Караказык - р. Улукол - лед. Улукол(10 км, 6 ч).
Полуразрушенная дорога - серпантин по правому берегу реки. Дойдя до ущелья Улукол, спускаемся с дороги и переходим реку Ю. Караказык. Далее по левому берегу реки. Покрытая снегом морена. Крутизна склонов до 40° .
Солнечно.

13-й день. 20 июня. Лед. Улукол - пер. Крылья Советов(2Б) (7 км, 5 ч).
Морена, покрытая снегом (настом), крутизной от 0° до 30° . Движение в кошках. Подход под перевал занял 3 ч. Взлет - заснеженный скально-осыпной склон крутизной до 45° . Многочисленные свежие лавинные выносы. Глубокий снег, тонкий наст. Движение на четырех костях. Выходим на седловину перевала осыпному склону, покрытому глубоким снегом, крутизной 20° . Седловина широкая, покрыта снегом. Пер. Крылья Советов(2Б) - лед. Егорова (5 км, 2 ч).
Снежно-ледовый карниз (высота 6 м, отрицательный угол). Спуск дюльфером. Далее снежно-ледовый склон крутизной до 50° . Бергшрунд через 100 м спуска. Снежный мост. Всего 200 м перил. Перила закреплялись на двух ледорубах. Последний участник с нижней страховкой. Лед. Егорова - р. Арчаканыш (5 км, 3 ч).
Закрытый плоский ледник. Движение в связках. Далее левая боковая морена лед. Егорова. Крупная, живая осыпь. Стоянка около реки на песочке.
Утром - солнечно. Вторая половина дня - переменная облачность. Сильный южный ветер.

14-й день. 21 июня. Р. Арчаканыш - р. Дугоба.(4 км, 1ч)
Тропа по левому берегу р. Арчаканыш. Переходим р. Дугоба, встаем на ночевку.
Солнечно.

15-й день. 22 июня. Р. Дугоба - левая боковая морена лед. Дугоба (8 км, 5 ч)
Тропа по левому берегу р. Дугоба. Крутизна до 30° . Далее по левой боковой морене лед. Дугоба до пер. Акташ. Крупная и средняя осыпь. Крутизна до 10° . Левая боковая морена лед. Дугоба - моренный остров на лед. Дугоба(2 км, 1 ч)
Закрытый ледник, крутизной до 20° . Движение в связках. Стоянка на снегу на моренном острове.
Солнечно. К вечеру легкий туман.

16-й день. 23 июня. Моренный остров на лед. Дугоба - взлет на пер. Дугоба (3 км, 1 ч)
Закрытый ледник, крутизной до 20° . Движение в связках. Лед. Дугоба - пер. Дугоба (1 км, 1 ч.)
Осыпной склон, покрытый снегом, крутизной до 40° . Движение по насту в кошках. Пер. Дугоба - лед. Дугоба-Шигоу(2 км, 3 ч.)
Снежный склон, крутизной до 60° . Движение по насту в кошках. Вертикальные перила - 300 м. Перила закреплялись на двух ледорубах. Последний участник с нижней страховкой. лед. Дугоба-Шигоу - левая боковая морена (2 км, 1 ч.)
Закрытый ледник, покрытый глубоким снегом, крутизной до 10° . Движение в связках с одновременной страховкой. По морене вдоль ледника и реки (3 км, 2 ч.)
Крупная живая осыпь, частично покрытая глубоким снегом. Крутые снежно-осыпные склоны, несколько моренных валов. Движение по левому берегу реки. Стоянка около небольшого моренного озерка.
Солнечно.

    17-й день. 24 июня. Р. Дугоба-Шигоу - р. Сурметаш-Даван (4 км, 2 ч)
Крутой снежно-осыпной склон, крутизной до 50° , протяженностью 50 м. Опасность камнепада. Далее полуразрушенная тропа по крытым осыпным склонам левого берега р. Дугоба-Шигоу. В особо опасных местах - движение лицом к склону. Р. Сурметаш-Даван - а/л Дугоба (9 км, 3 ч)
Переход через р. Сурметаш-Даван по камням. Тропа по травянистому склону левого берега р. Сурметаш-Даван. Далее тропа через заросли арчи до места слияния с р. Дугоба, по левому берегу которой идет грунтовая дорога. По дороге доходим до моста через реку, ведущего к альплагерю, расположенному на правом берегу реки.
Солнечно.

18-й - 19-й день. 25 - 26 июня. Отдых в альплагере.
Солнечно.

20-й день. 27 июня. Альплагерь Дугоба - пос. Шахимардан(13 км, 3 ч)
Грунтовая дорога до киргизского пограничного поста. Далее асфальт. От Иордана ходит автобус до Ферганы один раз в сутки, но мы на него опоздали. Пришлось пешком идти до Шахимардана - конечного пункта похода. Пос. Шахимардан - г. Фергана
Рейсовый автобус. От Шахимардана регулярное автобусное сообщение. Стоимость билетов около 3000 рублей на человека.
Солнечно.

Групповое снаряжение

   Палатка 1 шт.    Горелки газовые 2 шт.    Баллоны газовые 450 г. 8 шт.
   Веревка 30 м 1 шт.    Веревка 60 м 1 шт.    Веревка 20 м Æ 6мм 1 шт.
   Крючья скальные 10 шт.    Крючья ледовые 5 шт.    Скальный молоток 1 шт.
   Полиэтилен для палатки 1 шт.    Репшнур расходный 10 м    Котлы 2 шт.
   Жумары 2 шт.    Карабины 20 шт.    Бинокль 1 шт.
Поход длился 16 ходовых дней. Из снаряжения не использовались жумары, т.к. не навешивались перила на подъемах.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru главная | отчеты о походах  | горное фото |  ссылки | кинофестиваль |  форум
Разработка сайта: Иванов Геннадий(с)
Горы в фотографиях

Khan Tengri
Khan Tengri

Пик Коммунизма фото
Пик Коммунизма 2012
Монблан фото
Монблан 2011