Добро пожаловать на сайт Ярославского турклуба "Ирбис"!
  ЯГОО туристский клуб "Ирбис"
Главная Отчеты о походах Горное фото Кинофестиваль Ссылки Форум
Хан-Тенгри Хан-Тенгри Эльбрус Эльбрус Казбек Казбек Белуха Белуха

Костромская областная федерация туризма.

 

Отчет.

 

О горном спортивном походе 3 категории сложности.

По Центральному Кавказу, совершенном с 31 июля по 19 августа группой Клуба путешественников “Надежда”.

 

Маршрутная книжка: 17 – 2004

В Костромской МКК.

Руководитель: Кулагин Евгений Андреевич.

 

Кострома 2004 г.


1. Справочные сведения о походе.

1.1 Проводящая организация.

Поход 3 к.с. организован горной секцией Костромской областной федерации туризма и Клубом путешественников “Надежда”.

1.2 Общая характеристика маршрута.

Вид: горный.

Категория сложности: третья.

Продолжительность активной части: 169 км

Продолжительность: 20 дня.

Сроки: 31.07.2004. – 19.08.2004.

1.3. Район похода.

Безенги, Центральный Кавказ и Приэльбрусье.

1.4 Нитка маршрута.

г. Кострома – г. Нальчик - а/л “Безенги” - Баран кош – а/л “Безенги” - пер. Столбовой (2А*, 3540 м, лд.-ск. ) – пер. Зап. Тютюргу (1А, 3700 м, сн.-ос.) – Сев. Приют – пер. Твибер (1Б, 3580 м, сн.-ос.) – пер. Лычат (2А, 3500 м, сн.-ск.) – пер. Чегемский (2Б, 4200 м, сн.-ос.) – а/л “Уллу-Тау” - пер. Гумачи (2А, 3540 м, ск.-лд.) – а/л “Эльбрус”- т/б “Азау” - Приют 11 (4200 м) – пер. Седло Эльбруса (2А, 5300 м, сн.) - в Эльбрус Зап. (5642 м) – Приют 11 (4200 м) – г.Нальчик – г. Кострома.

1.5. Состав группы.

ФИО

Обязанности

Туристская подготовка

1.

Кулагин Евгений Андреевич

Руководитель, штурман

2 к.с. горн. руководитель, 3 к.с. горн. участник

2.

Белова Анна Игоревна

Завхоз, финансист

2 к.с. горн. руководитель, 3 к.с. горн. участник

3.

Пешков Руслан Викторович

Медик, ответственный за спец. снаряжение

2 к.с. горн. участник

4.

Смуров Алексей Евгеньевич

Ремонтник, фотограф, летописец

1 к.с. пеш. участник

1 к.с. лыж. участник

1.6. Руководитель группы.

Кулагин Евгений Андреевич.

Домашний адрес: г. Кострома, ул. Пятницкая, 3 – 4.


2. Описание маршрута.

2.1. Общая идея похода, подготовка группы.

В этом году в одном районе одновременно работало четыре костромские группы. Группа под руководством А. Сироткина (5 к.с.), группа под руководством Е. Кулагина (3 к.с.), группа под руководством А. Клочкова (3 к.с.) и группа под руководством А. Мячина (2 к.с.). Первые две группы начинали свой маршрут в а/л “Безенги”, остальные от Тырнауза. В нашем случае планировался линейный маршрут - достаточно спортивная “тройка”, захватывающий очень интересные районы Центрального Кавказа.

Большое неудобство заключалось в том, что большая часть маршрута проходила по территории заповедника, что создавало дополнительные проблемы. В данной ситуации мы посчитали, что официальным путем, нам действовать не целесообразно. Забегая вперед, могу сказать, что нам повезло, мы прошли всю территорию заповедника бесплатно, хотя сказать правило это или исключение трудно. В виду специфики маршрутов групп, взаимодействие, к сожалению, было крайне ограничено. Кроме похождения маршрута, группа планировала восхождение на вершину Эльбрус, что для нас так же было не маловажно, поскольку восхождение, проходившее в 2002 г., было неудачным из-за плохих погодных условий. В немногочисленный состав группы вошли туристы, имеющие неплохой горный опыт, в процессе подготовки к походу в течение года регулярно проводились специальные тренировки по ТГТ и тренировки по ОФП.

2.2. Варианты подъезда и отъезда.

Активная часть маршрута начиналась от а/л “Безенги” и заканчивалась на т/б “Азау”. В этот год мы по Интернету связались с начальником а/л “Безенги” и заказали автобус. Альплагерь также обеспечивал проезд по долине Черека Безенгийского, в смысле территории заповедника, а так же оформление пропусков в пограничную зону по всему нашему маршруту. (Весь маршрут проходил по территории Кабардино-Балкарии.) Разумеется, все это делается не бесплатно, но позволяет экономить большое количество времени и нервов. Особое внимание хочется обратить на частые проверки пропусков в пограничной зоне - пребывание в этом районе без соответствующих документов, мягко говоря, затруднительно. Если оформлять пропуска самостоятельно, то лучше заранее выслать заявку и приготовится к нервотрепке. Погранотряд располагается в Нальчике по адресу: ул. Кабардинская 65. Выдача пропусков с 10 утра. Отъезд в Нальчик от т/б “Азау” так же не представляет особых трудностей. Прямо у станции Эльбрусской канатной дороги можно договориться насчет транспорта. Средняя стоимость поездки на “Газели” - 1500 р.

 

2.3. Аварийные и запасные варианты маршрута.

Районы Центрального Кавказа и Приэльбрусья хорошо освоены, аварийный выход с маршрута возможен из любой точки за несколько часов.

Аварийным сходом с маршрута воспользоваться не пришлось, маршрут был пройден в полном объеме.

Планировались запасные варианты пути, не снижающие в общем категорию сложности похода. Это пер. Голубева (2А, 3765 м., сн.-лд.), вместо пер. Чегемский (2Б, 4200 м., сн.-ос.) и пер. Койавганауш (1А, 3500 м., сн.-ос.), вместо пер. Гумачи (2А, 3540 м., ск.-лд.). Этими запасными вариантами воспользоваться также не пришлось.

2.4 Изменения в маршруте и их причины.

В плане похода, по сравнению с заявленными, произошли два достаточно серьезных изменения. Первое из них связано с тем, что пограничники не пропустили перевальную связку пер. Твибер – пер.Лычат. Группа прошла пер Вост. Тютюргу (1Б, 3800 м., сн.-ос.), вместо пер Зап. Тютюргу (1А, 3700 м., сн.-ос.) и радиально пер. Вост. Шаурту (2А*, 3800 м., сн.-лд.-ос.), а хребет Бодорку обходили по дороге через т/б “Чегем” и “Башиль”. Эти изменения были согласованы с выпускавшим нас на маршрут Андреем Сироткиным.

Как потом выяснилось контроля со стороны пограничников непосредственно в долине отсутствует, так что можно было пройти не смотря на запрет, но все равно, и в этом случае приходится опасаться разбойных нападений со стороны сванов.

Второе изменение – нам пришлось отказаться от пер. Гумачи. Это было связано с плохой погодой и нехваткой времени. У нас был выбор между прохождением пер. Гумачи и восхождением на Эльбрус. Поскольку пер. Гумачи в том же направлении группа в том же составе успешно прошла в 2002 г., а на вершине Эльбруса мы не были, наш выбор был очевиден.

 

2.5. График движения.

Дата

Дни
пути

Участки маршрута

км

Характер пути, вид страховки

31.07 – 02. 08.

 

Кострома – Нальчик – а/л “Безенги”

 

Ж/д и автотранспорт

02.08

1

А/л “Безенги” - Баран кош

9

Тропа, морена, ледник

03.08

2

Баран кош – а/л “Безенги”

9

Тропа, морена, ледник

04.08

3

Подход под пер. Столбовой 2 (2А*, 3540, лд.-ск.)

6

Травянистые, осыпные склоны, скальные выходы.

05.08

4

Пер. Столбовой 2 (2А*, 3540, лд.-ск.)

4.5

Осыпные склоны, ледово-снежный склон, страховка на ледорубах и ледовых крючьях.

06.08

5

лед. Сев. Булунгу – пер. Восточный Тютюргу (1Б, 3800, сн.-ос.) – лед. Тютюргу

12

Крупная сыпуха, тропа, снежный склон, скально-осыпной кулуар.

07.08

6

Лед. Тютюргу – пер Шаурту Вост. (2А*, 3900, сн.-лд.-ос.) – лед. Тютюргу, - т/б “Чегем”

16

Ледник, трещины, связки, снежный склон, траверс снежно-скального гребня в связках, тропа

08.08

7

Т/б “Чегем” - т/б “Башиль” - подход под пер. Чегемский

15

Шоссе, тропа

09.08

8

Подход под пер Чегемский (2Б, 4200, сн.-ос.)

6.5

Скалы, бараньи лбы, страховка на скальных крючьях и закладках, тропа по гребню морены.

10.08

9

Пер. Чегемский (2Б, 4200, сн.-ос.) – пер. Донкина (2Б,3950, сн.- лд.) – спуск на лед. Юном.

6

Ледник, бергшрунд, снежно-ледовый склон, попеременная страховка, перила, страховка на ледорубах, траверс ледового склона,

11.08

10

Верхние Кичкидарские ночевки - Спуск к а/л “Уллу-Тау”

13

Ледник, морена, тропа

12.08

11

А/л “Уллу – Тау”.

 

Дневка

13.08

12

А/л “Уллу – Тау” - т/б “Азау”

15

Шоссе.

14.08

13

Т/б Азау – Приют Одиннадцати

3

Канатная дорога

15.08

14

Приют Одиннадцати – пер. Седло Эльбруса (2А, 5300, сн.) - в. Эльбрус Зап. (5642) – Приют Одиннадцати

13

Тропа, снег, кошки

16.08

15

Приют 11 – т/б “Азау”

3

Тропа, канатная дорога

17.08

16

Т/б “Азау” - Нальчик

 

Машина

17.08 – 19.08

 

Нальчик – Москва - Кострома

 

Поезд, автобус

Итого: активными способами передвижения: 131 км

 

2.6. Техническое описание прохождения группой маршрута.

День 1. 02.08.04.

Нальчик – а/л “Безенги” - Баран кош.

Поезд в Нальчик приходит около семи утра. На вокзале нас уже ждал автобус из альплагеря с готовыми пропусками в погранзону. Попрощались с группами, отправляющимися до Тырнауза, и практически сразу же выехали в Безенги – больше дел в Нальчике у нас не было. Прямо из автобуса отзваниваемся в Кострому, сообщаем о выходе на маршрут. Дорога проходит без приключений. Делаем остановку в пос. Советский перед конторой заповедника, разумеется, это чистая формальность (времени около 8 утра и там никого нет).

Еще одна остановка в ущелье Черека Безенгийского у водопадов. Здесь уже не так жарко. Мы фотографируемся и отправляемся дальше. После селения Безенги дорога становится хуже, минуем заставу егерей. Остановка и проверка документов и пропусков на погранзаставе, расположенной немного выше по ущелью. В 12 часов мы прибываем в а/л “Безенги”. В альплагере жизнь бьет ключом. Множество альпинистских групп, проводятся тренировки на окрестных скалах.

На территории лагеря оборудованы платные стоянки под палатки, а так же можно сдать на хранение заброску – 10 р. с места в сутки. Но мы лишь рассчитываемся за автобус, готовим обед и в 14 часов выходим к Баран кошу. Погода хорошая, солнечно, но вершины Каргашильского хребта прочно затянуты облаками. Поэтому “свой” перевал мы не видим. Заброску мы решили в лагере не оставлять, для скорейшей акклиматизации идем с полным весом.

Тропа начинается от лагеря и идет правым берегом Черека Безенгийского. Примерно через километр начинается подъем на правобережную морену ледника. Далее до Миссис коша мы продолжаем двигаться по правобережной морене, потом выходим на ледник, некоторое время движемся по его центральной части, лавируя между трещин, затем пересекаем его и выходим на левобережную морену. Движемся мы не спеша, для первого дня нагрузка более чем достаточна. Привалы примерно через каждые полчаса. По гребню морены проходит тропа, которая выводит нас к озерам в моренном кармане. Здесь и расположен Баран кош. Во время движения погода портится, облака снижаются, временами идет дождь. На ночлег встали в 1925. На Баран коше так же много народу, кроме этого здесь великое множество кавказских туров – их ни сколько не стесняясь зовут просто козлами. Они в наглую ходят между палаток, устраивают свои разборки, залезают под тенты, но при этом ни когда не подойдут на расстояние вытянутой руки с ледорубом. Вечером погода разгулялась и мы все залезаем на морену, чтобы полюбоваться панорамой Безенгийской стены при свете звезд.

Фото 1. Водопады в ущелье Черека Безенгиского.

Фото 2. А/л “Безенги”

День 2. 03.08.04.

Баран кош – а/л “Безенги”

Ночью была сильная гроза с ветром, пришлось выходить укреплять палатку. Подъем в 7 часов. Пользуясь небольшим перерывом в дожде, готовим завтрак. К 8 часам дождь возобновляется. Из-за непогоды откладываем прогулку по леднику под Безенгийскую стену.

К сожалению, дождь не прекратился и к обеду. Мы принимаем решение: после обеда уходить вниз, чтобы не срывать график похода. В 1530 выходим из Баранкоша и движемся в обратном направлении к альплагерю. Во время спуска первые потери снаряжения – на одном из привалов я забываю пендель. На ночлег встаем в 1710, в березовой рощице за территорией лагеря у моста.

Фото 3. Безенгийский ледник.

День 3. 04.08.04.

А/л “Безенги” - цирк под пер. Столбовой 2 (2А*, 3540, лд-ск).

Подъем в 6.30. Погода улучшается, хотя вершины Каргашильского хребта попрежнему затянуты облаками. Пока собираемся и готовим завтрак, облака поднимаются, и мы, наконец, воочию можем просмотреть варианты подъема к цирку перед перевалом.

Перевал Столбовой, или Столбовой-II (2A*,3540, лд-ск) расположен в Каргашильском хребте между вершинами Сарыкая и Трапеция, ведет из долины Черека Безенгиского (от моста к альплагерю) на ледник Северный Булунгу (река Булунгу).

Выходим из лагеря в 8.30. Переходим по мосту через реку и сразу же начинаем подъем по склону, правее по ходу крутых скал, которые расположены вдоль ручья. Погода снова начинает портиться, снизу из ущелья поднимается облачность, снижается видимость. Часто приходится делать остановки, пережидая пока пройдет облачность и можно будет определить направление движения. Внимание! Во время движения на склонах дважды видели змей (скорее всего гадюки). Поднявшись метров на триста над дном ущелья, забираем немного правее и движемся по крутому травянистому склону, вдоль осыпи. Выше травянистые склоны заканчиваются скалами, осыпями и бараньими лбами. Останавливаемся, чтобы переждать облачность, и проводим разведку. На этих склонах очень плохо с водой, поэтому рекомендуем запастись ей заранее. Кроме того, весь склон камнеопасен, поэтому весь день проводим в касках. Из-за плохой видимости подъем занял практически весь день. Ближе к вечеру началась гроза, которую частично пришлось пережидать под нависшими скалами. С вершины Джорашты постоянно сходят камни, поэтому подъем в левый цирк представляется более опасным. Встали в 1710 на травянистых площадках перед правым по ходу цирком. Здесь оборудованы места под 3-4 палатки, есть вода. Вечером вышло солнце, появилась возможность немного обсушиться. Провели небольшую разведку цирка. Со стоянок открывается хороший вид на Безенгийскую стену Миссис-тау и Дых-тау.

Фото 4. Подъем на пер. Столбовой 2 со стороны а/л “Безенги”.

День 4. 05.08.04.

Пер. Столбовой 2 (2A*,3540, лд-ск).

Ранний подъем – в 4.30. В 6.00. выходим. Поднимаемся к цирку и пересекаем его по направлению к вершине Трапеция. Справа по ходу – осыпной склон, похожий по имеющемуся у нас описанию на перевальный взлет. Однако, когда мы поднялись, то оказалось, что это плечо вершины 50-летия образования Кабардино-Балкарии. Делаем траверс и в 1040 поднимаемся на перевал.

На перевале несколько седловин, есть несколько петель для организации спуска. Тур расположен на скалах над седловиной, ближайшей к вершине Трапеция, здесь же расположен самый удобный подъем со дна цирка. Поэтому, при подъеме рекомендуем пройти через весь цирк и осуществлять подъем по осыпи у вершины Трапеция. Здесь сняли записку туристов из г. Днепропетровска от 19 августа 2002 г, так что перевал этот посещают достаточно редко. На перевале есть места под палатки, воды нет, но снега вполне достаточно. Поскольку времени уже достаточно много, спуск по скальным склонам очень камнеопасен, принимаем решение спускаться правее по ходу через вершину 50-летия образования Кабардино-Балкарии.

Подъем на вершину начинаем с приготовления обеда, все равно торопиться уже некуда. После обеда производим подъем до вершины по гребню – это еще примерно 100 – 150 метров по высоте. На вершине собираемся к 1300, здесь так же установлен тур и памятная доска. Здесь тоже снимаем записку группы из Санкт – Петербурга от18 июля 2003. Надеваем кошки, и начинаем спуск в связках.

Сначала движемся с одновременной страховкой под углом к склону в направлении вершины Сарыкая, затем прямо вниз с попеременной страховкой. Ниже склон делается круче, появляется открытый лед, трещины. Организуем перила (одна веревка) для траверса склона на ледобурах. Далее еще две-три веревки вниз с попеременной страховкой, после склон выполаживается – мы на леднике Сев. Булунгу. Продолжаем двигаться в связках, поскольку ледник закрытый, под снегом попадаются трещины. Выходим на правобережную морену ледника в 1530 и продолжаем движение уже по морене. Вскоре, прямо на гребне морены, находим места под палатку, встаем на ночлег - 1630. Празднуем день рождения Руслана. Из года в год, с начала тысячелетия человек отмечает свой день рождения в горах. Празднование приходится как нельзя к стати, поскольку в группе после вчерашней грозы оказалось двое простудившихся.

Фото 5. Цирк под пер. Столбовой 2.

Фото 6. Спуск с в. 50-летия Кабардино-Балкарии.

Фото 7. Вид на перевал Столбовой 2 со стороны ледника Сев. Булунгу.

 

День 5. 06.08.04.

Пер. Восточный Тютюргу (1Б, 3800, сн-ос).

Перевал Восточный Тютюргу (1Б, 3800, сн-ос) расположен в хребте Кору к юго-западу от вершины Западная Джорашты, соединяет верхнее плато ледника Ю. Булунгу с ледником Тютюргу.

Подъем в 630. Погода хорошая, солнечно. Выходим в 800. Продолжаем двигаться вниз по гребню морене. После слияния ледников, траверсируем тело ледника по покровной морене к противоположному борту долины. Здесь путь проходит по крупной осыпи. По левому борту долины, вдоль реки Булунгу проходит тропа. К реке мы вышли к 940.

Движемся по тропе вверх. Проходим несколько удобных площадок. На склонах долины и вдоль реки пасутся стада яков. Выше движемся по леднику Ю. Булунгу, вдоль его левого борта. Поднимаемся под перевал Западный Тютюргу (1А, 3700, сн-ос) в 1150. Здесь мы траверсируем ледник влево по ходу и начинаем подъем на перевал Восточный Тютюргу вдоль характерного скального ребра. Подъем проходит по крутому 30-350 снежному склону. Выше, под самым обширное ледовое плато. Движемся на перевальную седловину левее скальных жандармов.

Взошли на перевал в 1350. Сама перевальная седловина – скальная, в сторону ледника Тютюргу спуск по осыпным кулуарам. С перевала открывается отличный вид в сторону ледников Тютюргу и Шаурту и на участок ГКХ. На горизонте хорошо просматриваются Ушба и Эльбрус. Перевал имеет несколько седловин. Мы проходим все три - с запада на восток. С западной на центральную седловины мы движемся траверсируя снежный склон, на восточную выходим по осыпному гребню.

Со всех седловин снимаем записки. Здесь возникает путаница, поскольку некоторые группы посчитали, что крайняя западная седловина – это перевал Западный Тютюргу. На центральной седловине мы делаем привал, готовим обед.

Спуск начинаем в 1700 по крайнему левому по ходу кулуару, в обход ступени ледопада ледника Тютюргу. Этот спуск мы для прохождения не рекомендуем! Проще и безопаснее спуститься по среднему или левому по ходу кулуару, с последующим прохождением ледопада по правому борту ледника. Это будет немного дольше и гораздо безопаснее. Весь спуск проходит в касках.

Лагерь ставим на покровной морене правого борта под вершиной Джорашты в 18 часов. Площадки под палатки выкладываются из камней. Движение по леднику только в связках из-за обилия трещин.

Фото 8. Вид на пер. Зап. Тютюргу из долины реки Булунгу.

Фото 9. Подъем на пер. Вост. Тютюргу.

Фото 10. Пер. Вост. Тютюргу.

Фото 11. Спуск с перевала по осыпному кулуару.

День 6. 07.08.04

Пер. Восточный Шаурту (2А*, 3900, сн-лд-ос). – т/б “Чегем”.

Пер. Восточный Шаурту (2А*, 3900, сн-лд-ос) расположен в хребте Тютюргу, соединяет верхний цирк ледника Тютюргу с северным истоком ледника Шаурту.

Подъем в 630. Оставляем вещи и делаем радиальный выход на перевал Восточный Шаурту. Сразу от лагеря выходим на лед и начинаем движение в связках - 830. Движемся вдоль правого борта ледника в направлении перевала Джорашты. Поднимаемся в цирк (крутизна до 300) в обход разлом и трещин и движемся к перевальному взлету по дуге вдоль стены вершины МВТУ. Перевальный взлет - снежно-ледовый протяженностью около 150 м и крутизной до 450.

Благодаря обилию снега практически весь подъем проходим с одновременной страховкой. Далее движемся влево по ходу по заснеженному скальному гребню. На гребне так же местами необходима попеременная страховка. Седловина перевала расположена под вершиной МВТУ. На перевал поднялись в 1030. Тур сложен прямо на перевале. Снимаем записку группы из Калуги – наших знакомых по поезду. Кстати, в некоторых описаниях высота перевала указана 3800 м, но по-моему он метров на 150 – 200 выше, по крайней мере с него свободно просматриваются седловины нашего вчерашнего перевала. Спуск в сторону ледника Шаурту возможен по двум осыпным кулуарам.

Возвращаемся в лагерь тем же путем. На спуске с перевала попеременная страховка. Собираемся вместе под перевальным взлетом и движемся в связках по леднику вниз. В лагерь возвращаемся в 1135. После недолгих сборов начинаем движение вниз.

Обход ледопада по морене затруднителен, поэтому лавируем между трещин в связках. После ледопада выходим на правобережную морену под перевал Восточный Тютюргу. В 14 часов становимся на обед. После обеда продолжаем движение сначала по морене, затем по тропе к т/б “Чегем”. На ночлег становимся в 19 часов на “зеленке”, примерно за километр от турбазы. Здесь много мест под палатки, есть грибы, ягоды, недалеко расположены нарзанные источники. На стоянках много народа. Кое-где даже костры жгут. После снега и камня такой ночлег, костер, гитара кажутся роскошью.

Фото 12. Ледниковый цирк под пер. Вост. Шаурту.

Фото 13. Вид на пер. Вост. Шаурту с лед. Тютюргу.

Фото 14. На пер. Вост. Шаурту.

День 7. 08.08.04.

Т/б “Чегем” - т/б “Башиль”.

Подъем как обычно в 630. С утра еще успеваем сбегать до нарзанных источников – 15 минут хода от лагеря. Сами источники расположены в живописной долине реки Кулак. Удручает только состояние в котором они находятся. Все источники и прилегающие к ним территории основательно загажены.

Выходим в 830 и продолжаем движение вниз по ущелью. В 9 часов утра минуем погранзаставу, затем турбазу. Далее движение по дороге в обход хребта Бодорку. В 1030 проходим поворот на т/б “Башиль”. В 1230 мы подходим к т/б “Башиль”. Здесь мы встречаем первого (и последнего) лесника в заповеднике. После непродолжительной словесной баталии он пропускает нас, даже, ничего не взяв за проход по территории заповедника. Переходим по мосту на другой берег Башильауз-су, минуем погранзаставу в 1330 и становимся на обед на “зеленке” на берегу Джайлыка. После обеда приходится задержаться и переждать под тентом довольно сильную грозу. Когда гроза кончилась, начинаем движение вверх по ущелью к пер. Чегемскому - 1520.

Сразу за погранзаставой лес заканчивается, и тропа идет по левому берегу реки по альпийским лугам. Примерно в 2 километрах выше по течению долина поднимается уступом, на котором расположилась последняя в этой долине группа деревьев. Далее долина снова выравнивается, тропу пересекают многочисленные ручьи. За время движения погода успевает испортиться – снизу поднялись облака, начался дождь с грозой, поэтому, подойдя под перевал, мы отказываемся от намерения подняться на плато к леднику Чегемский и встаем на ночевку в 1735.

Фото 15. Долина реки Башильауз – су.

День 8. 09.08.04.

Подъем на ледник Чегемский.

Подъем в 600. Выходим из лагеря в 720. Прямо от лагеря начинаем движение вверх от дна долины вдоль реки, стекающей с ледника Чегемский. Подъем проходит по крутым травянистым склонам, скалам, бараньим лбам. На подъеме до плато бросили три веревки перил на закладках и скальных крючьях.

На плато под ледником Чегемский поднимаемся в 1230. Здесь много мест под палатки, есть вода. Удобнее всего становится на травянистых площадках справа по ходу от боковой морены ледника. Мы здесь готовим обед и для экономии времени для прохождения перевала поднимаемся выше. Путь проходит по гребню морены по левому борту ледника. На гребне местами видна тропа, попадаются площадки под одну – две палатки. По гребню морены обходим ледопад и встаем на ночевку на самых верхних площадках, там, где ледник начинает выполаживаться.

Нам на встречу спускается группа туристов из г. Волжска, которые проходили перевал Чегемский в обратном направлении. Они сообщили, что тура на перевале не нашли, есть только тур на перевале Донкина.

Фото 16. Подъем к лед. Чегемский.

Фото 17. Морена ледника Чегемский.

Фото 18. Вид на перевалы Чегемский и Кичкидар с морены лед. Чегемский.

День 9. 10.08.04.

Пер. Чегемский (2Б, 4200, сн.-ос) – пер. Донкина (2Б, 3950, сн.-лд.)

Пер. Чегемский (2Б, 4200, сн-ос) Расположен в хребте Адырсу между вершинами Кичкидар и Чегем. Соединяет ледник Чегем (река Мал.Чегем, река Башильаузсу, река Чегем) и ледник Зап.Юном (река Куллумкол, река Адырсу).

Подъем в 530. Выходим в 7 утра на ледник и движемся вдоль скал его левым бортом. Обойдя сильно разорванную центральную часть ледника, поднимаемся в 840 на плато. Отсюда хорошо видны перевалы Чегемский и Кичкидар, а так же просматривается часть плато, уводящая на юг к перевалу Фрешфильда.

В 9 часов подходим под перевальный взлет, готовим связки, и начинаем подъем. Перевальный взлет – снежно ледовый кулуар, крутизной до 500 и протяженностью около 200 – 250 м, подрезанный в нижней части бергшрундом. В верхней части кулуар ветвится на два рукава, разделенные большим скальным выступом. Бергшрунд преодолеваем в связках по лавинным выносам и движемся сначала с одновременной, а потом и с попеременной страховкой по левому по ходу движения кулуару. Со склонов Кичкидара возможен сход камней, поэтому за склоном велось постоянное наблюдение, кроме того, после снегопада возможен сход лавин. Еще выше, после срыва одной из связок, организуем перильную страховку на ледорубах – 3 веревки, крайняя веревка – перила на льду.

Выходим на перевал в 1400, к плечу вершины Кичкидар. Перевальная седловина – снежный гребень с большим карнизом в сторону ледника Западный Юном, ближе к Кичкидару, сильно разрушенные скалы. С перевала открывается хороший вид на хребет Бодорку, в остальных направлениях видимость ограничена скальными стенами Кичкидара и Джайлыка. Погода по – прежнему солнечная, но ветер еще усиливается. Предпринимаем безрезультатную попытку отыскать тур – я поднялся по сильно разрушенным скалам до гребня, и прошел по направлению к вершине Кичкидар еще метров на пятьдесят.

Следующий этап движения – траверс и спуск к перевалу Донкина, начинаем в 15 часов. Вначале, чтобы избежать движения по снежному гребню с карнизами, выполняем траверс ледового склона, с навеской перил на скалах – одна веревка. Далее – движение по гребню, с перилами на ледорубах. На протяжении всего пути пытаемся найти тур и встречаем следы таких же попыток ребят из Волжска. Поднимаемся на жандарм Снежный купол в 1730 – примерно 3 веревки по снежному склону крутизной 40-450 на подъеме, и спускаемся по снежному склону метров 200 к седловине перевала Донкина. На гребне Снежного купола мощные снежные карнизы в сторону ледника Чегемский, поэтому приближаться к краю нужно с максимальной осторожностью. Спуск проводим в связках с одновременной страховкой – встречаются забитые снегом трещины. Перевальная седловина – скальная, расположена прямо под стеной Джайлыка. Здесь есть площадки под палатки. На перевале снимаем записку повстречавшейся вчера группы.

Спуск с перевала Донкина начинаем в 1750. Спуск проходит по пологому (25 – 30 градусов) снежному склону. На склоне попадаются трещины забитые снегом. Вообще снега много, наста к вечеру практически нет, поэтому спуск идет тяжело и медленно Выходим на пологий лед над первой ступенью ледопада и на льду становимся на ночлег в 1920.

Фото 19. Верхнее плато ледника Чегемский.

Фото 20. Пер. Чегемский.

Фото 21. Подъем на пер. Чегемский.

Фото 22. На перевальной седловине.

Фото 23. Вид на в. Джайлык с жандарма Снежный купол.

День 10. 11.08.04.

Лед. Западный Юном – а/л “Уллу-Тау”.

Подъем в 7 утра, выход в 840, продолжаем спуск с ледника Западный Юном. Верхнюю ступень ледопада обходим слева по ходу, под вершиной Кичкидар. Проходим площадки верхних Кичкидарских ночевок и спускаемся по средней осыпи и крутому снежному склону на пологую часть ледника. Здесь встречаем группу московских альпинистов из а/л “Уллу-тау”, которые рекомендуют нам для спуска боковую морену под пилой Джайлыка. У ребят были какие-то проблемы с радиосвязью, и они попросили нас передать в КСС альплагеря сообщение о выходе на маршрут устно. Мы принимаем решение воспользоваться советом, и без каких-либо осложнений обходим нижний ледопад по правой по ходу морене ледника. Спуск проходит по крупной и средней осыпи, все это время движемся в касках.

На берегу Куллумкол-су, в 1155, делаем крупный привал, готовим обед, сушим вещи и палатку. После обеда и отдыха продолжаем движение вниз по долине Куллумкол-су к а/л “Уллу-тау”. Здесь наш путь пролегает по хорошей тропе вдоль Куллумкол-су. Вскоре после выхода со стоянки погода сильно портится, начинается проливной дождь с грозой, поэтому до самого альплагеря мы не добрались, остановились на ночевку в сосновом лесу, примерно в километре от лагеря.

Пока готовится ужин Алексей Смуров сбегал до альплагеря, передал послание альпинистов и закупился провизией в местном магазине. (Хочется заметить, что речь идет о йогурте и пряниках, и ни о чем более.)

 

Фото 24. Долина реки Куллумкол-су.

День 11. 12.08.04.

А/л “Уллу-тау”. Дневка.

Сегодня у нас дневка. Как следует выспались. Самым неугомонным оказался Руслан. Пока остальные спали, он успел сбегать до “Уллу-тау”, и вернулся уже не один, а с А. Мячиным - его группа так же отдыхала после долгих тягот горного маршрута. Используя Алексея в качестве бесплатной рабочей силы, мы перебираемся на территорию альплагеря. В альплагере так же обнаруживаем группу А. Клочкова, в результате день, не смотря на плохую погоду, проходит весело.

На территории альплагеря имеются магазины, душ, можно заказать обед в столовой. Так же в пределах лагеря имеются места для палаточного лагеря – пока бесплатно.

В течение всего дня практически без остановок идет дождь. Мы напрасно пытаемся высушить под навесом промокшие вещи и обувь. К концу дня принимаем решение отказаться от перевала Гумачи. Подниматься наверх в сырой одежде и с сырыми ногами неразумно, а задерживаться еще на один день не получается – есть вероятность того, что не успеем на Эльбрус. Теперь у нас остается только заброска под Эльбрус и восхождение.

Фото 25. “Надежда” + “Индрики”.

День 12. 13.08.04.

А/л “Уллу-тау” - т/б “Азау”

Подъем в 630. После завтрака прощаемся с остающимися группами и в 820 выходим. В 850 проходим а/л “Джайлык” Погода значительно улучшается, появляется солнце. Движемся по дороге вниз по ущелью и на ходу начинаем подсыхать после минувшей непогоды.

Все ущелье проходим за три часа. У устья ущелья скальная ступень. Спускаемся по лестнице, хотя за 20 р. можно прокатиться на подъемнике. У спуска дежурит несколько машин, и мы без труда договариваемся о заброске до Азау – машина обошлась нам в 350 р. Путь от Верхнего Баксана до Азау занимает у нас всего 40 минут. В Азау мы спускаемся на берег Баксана и весь оставшийся день занимаемся просушкой вещей.

Метрах в трехстах от нас выше по течению Баксана расположена застава. Так что во время нашего отдыха здесь к нам подходили пограничники и проверяли документы.

Фото 26. Подъемник в устье реки Адыр-су

День 13. 14.08.04.

Т/б “Азау” - Приют Одиннадцати.

Подъемник начинает работать с 900, и к началу работы подъемника мы были готовы. Билет на канатке стоит 60 р. с человека за одну станцию туда и обратно, но благодаря традиционному кавказскому гостеприимству, большинство российских групп поднимается за 50 р. без билетов.

Мы поднимаемся до станции “Мир” к 10 часам. Дальше движемся пешком по дороге до станции “Гарабаши” - кресельная канатная дорога не работает. Этот переход занял у нас 25 минут. Оттуда за час поднимаемся до Приюта Одиннадцати. Погода хорошая, тепло и солнечно. На Приюте Одиннадцати принимаем решение выходить на следующее утро, точнее ночь в 230, без дополнительного акклиматизационного выхода, поскольку неизвестно, сколько продержится хорошая погода. Весь оставшийся день отдыхаем, гуляем – в общем, готовимся к восхождению. На завтра готовим один рюкзак на группу.

Фото 27. Станция канатной дороги “Гарабаши”.

Фото 28. Эльбрус.

 

День 14. 15.08.04.

Приют Одиннадцати – пер. Седло Эльбруса (2А, 5300, сн.) – в. Эльбрус Западный (5642).

Подъем в 150. Народ на Приюте уже зашевелился, кто-то уже выходит, кто-то еще только поднимается. Небо ясное, достаточно холодно - -5-70С, ветер. Готовим завтрак, какао, быстро собираемся и в 240, как и было намечено ранее, выходим. Группа вначале идет достаточно бодро, но еще до Скал Пастухова у нас намечаются потери – у Ани началась горная болезнь и она решила пока не поздно возвращаться.

После Скал Пастухова мы оказываемся первыми – сзади и внизу длинная вереница фонариков. Поднимаемся на полку и движемся вдоль склона – здесь ветер еще сильнее, от тропы практически ничего не осталось. Хорошо, что уже начинается рассвет и видимость растет. На седловину поднимаемся в 705 утра. Здесь нас догоняет еще одна двойка – ребята из Гомеля. Так же как и мы собираются на Западную вершину. На седле сдался Алексей – заявил, что сил для последнего рывка у него нет, впрочем, выглядел он на удивление бодрым и розовым, и мы решили отпустить его вниз в одиночку.

После небольшого отдыха пересекаем седловину и начинаем подъем к вершине. Склон снежно-ледовый, крутизной до 400 – идем в кошках, зигзагами, под углом к склону. На середине подъема у меня ломается дужка крепления на кошке, хорошо от Ани остались в наследство запасные кошки, пришлось, примостившись на склоне переодевать кошки. За небольшой скальной грядой склон выполаживается и начинается предвершинное плато. Здесь движемся по маркированной тропе до вершины. На вершину Европы мы поднялись в 850. В полной мере насладится победой, нам помешала погода. Ветер был такой силы, что порой трудно было удержаться на ногах. За те пять минут, что мы с Русланом фотографировали друг друга на вершине у нас сдуло перчатку и чехол от фотоаппарата. Обратный путь до Приюта Одиннадцати проходит без каких-либо осложнений.

В 1150 мы уже были “дома” - в своей палатке. Решили в этот день не рваться вниз, поскольку программу похода мы выполнили, а время еще оставалось. Это было нашей большой ошибкой, поскольку здесь, на Приюте Одиннадцати, нас поймал какой-то местный джигит, представившийся сотрудником Национального Парка Приэльбрусье. Оказывается за пребывание на Эльбрусе и в его окрестностях, вплоть до бассейнов Адыл-су и Адыр-су, теперь надо платить, плату сдирают толи в Верхнем Баксане, толи еще где. После ритуального нытья, торговли, жалоб на отсутствие денег и т.п. договариваемся на половину суммы, взамен нам выдали квитанцию – этот уникальный документ мы прилагаем в конце отчета.

Фото 29. Тропа к вершине.

 

Фото 30. Руслан Пешков на в. Зап. Эльбрус.

День 15. 16.08.04.

Приют Одиннадцати – т/б “Азау”.

Последний день в горах. Увы, все хорошее кончается очень быстро. К началу работы канатной дороги мы были уже на станции “Мир”. Общий бодрый вид группы несколько портило слегка побледневшее лицо Алексея Смурова.

Внизу, в Азау, мы снова повстречались с группой Алексея Мячина – они как раз готовились к восхождению. Его “Индрики” рвались вверх, и Алексею стоило больших трудов сохранять дисциплину в группе.

Проводив “Индриков”, мы вернулись на уже знакомую полянку на берегу Баксана, и весь остальной день прошел в предотъездных хлопотах, подготовке к празднованию успешного завершения похода и непосредственно торжественному ужину.

 

2.7. Потенциально опасные участки:

- перевалы (5 перевалов) и восхождение на Эльбрус;

  • ледники (изменившаяся по сравнению с описаниями ледовая обстановка, усиление камнепадов);
  • камнеопасные участки;
  • плохие погодные условия, грозы;

2.8. Дополнительные сведения о походе

Перечень общественного и специального снаряжения:

  1. Палатка каркасная – 1 шт.
  2. ( без каркасных палаток в горах не жизнь, а так проблем с размещением личного состава и снаряжения не возникало)

  3. Горелки газовые - 2 шт.
  4. ( Особых претензий к горелкам нет, хотя к концу похода основная горелка вышла из строя, пришлось воспользоваться запасной. За поход израсходовано 12 газовых баллонов ).

  5. Котел – 3 и 4 л - 2 шт.
  6. Фотоаппараты – 2 шт.
  7. Основная веревка, 40 м – 2 шт.
  8. Основная веревка, 10 м - 1 шт.
  9. Карабины - 7 шт. ( ФСУ, жумары и карабины для них были у всех участников).
  10. Ледобуры – 7 шт.
  11. Скальные крючья – 4 шт.
  12. Закладки – 3 шт.
  13. Скальный молоток - 1 шт.

Личное специальное снаряжение:

  1. Страховочная система – 1 шт.
  2. Самостраховка – 2 шт.
  3. Ледоруб – 1 шт.
  4. Каска – 1 шт.
  5. Кошки – 1 пара.
  6. Карабины – 3 шт.
  7. Жумар – 1 шт.
  8. ФСУ – 1 шт.
  9. Перчатки, рукавицы – 2 пары.

 

Медицинское обеспечение похода.

Было на высоком уровне. Практически все требуемые средства были в достатке. Наиболее “популярны” у участников похода были бактерицидный лейкопластырь и средства защиты от солнечных ожегов.

Раскладка продуктов.

Раскладка составлялась из расчета примерно 0.7 кг сухого продукта на человека в день. Примерная калорийность при этом составляла 2700 ккал.

Питание было трехразовое, практически всегда было время для приготовления полноценного обеда. Проблем с продуктами не возникало, хватило как раз на весь поход и выброску, домой практически ничего не привезли. При упаковке продуктов пользовались пластиковыми бутылками и коробками из под соков. Из – за отсутствия заброски часть продуктов покупали в а/л “Уллу-тау” и т/б “Азау”, во время похода.

Основные сведения по раскладке:

Общий вес продуктов – 42 кг;

Колличество расчетных дней – 15;

Общий вес продуктов на одного человека – 10,5 кг;

Калорийность на человека в день – 2700 ккал.

Метеоусловия.

Погода для Кавказа была самая обычная, в общем и целом жаловаться грех. Трижды группа попадала в сильную грозу (два раза в долине Черека Безенгийского). За исключением случая с перевалом Гумачи погодные условия не оказывали серьезного влияния на прохождение маршрута. Так же из особенностей метеоусловий этого похода хочется отметить сильные ветра на Эльбрусе.

2.9. Выводы и рекомендации.

Район проведения похода имеет много достоинст:

  • интересен с туристской и спортивной точек зрения, хорошо посещаем туристами и альпинистами;
  • близок к европейской части и более доступен по финансам по сравнению с другими горными районами;
  • район компактен, из любой точки маршрута существует возможность быстрого схода к населенным пунктам;
  • возможность проведения походов самой разной категории сложности.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru главная | отчеты о походах  | горное фото |  ссылки | кинофестиваль |  форум
Разработка сайта: Иванов Геннадий(с)
Горы в фотографиях

Khan Tengri
Khan Tengri

Пик Коммунизма фото
Пик Коммунизма 2012
Монблан фото
Монблан 2011