Костромская областная федерация туризма.
Отчет.
О горном спортивном походе 2
категории сложности.
По Центральному Кавказу,
совершенном со 2 по 24 августа 2002 года
группой Клуба путешественников “Надежда”.
Маршрутная книжка: 28 – 2002
В Костромской МКК.
Руководитель: Кулагин Евгений Андреевич.
Кострома 2002 г.
1. Справочные сведения о походе.
1.1 Проводящая организация.
Поход 2 к.с. организован горной секцией
Костромской областной федерации туризма и
Клубом путешественников “Надежда” и проводился
как поход – семинар базовой туристской
подготовки. На маршруте были запланированы
совместные занятия с группами 3 и 5 к. с. и
совместное прохождение нескольких перевалов
1.2 Общая характеристика маршрута.
Вид: горный.
Категория сложности: вторая.
Продолжительность активной части: 161
км
Продолжительность: 22 дня.
Сроки: 02.08.2002. – 24.08.2002.
1.3. Район похода.
Центральный Кавказ и Приэльбрусье.
1.4 Нитка маршрута.
г. Кострома – г. Нальчик - а/л
“Джантуган” - пер. Койавганауш ( 1А,сн. – ос.) – а/л
“Джайлык” - р. Уллукол – лед. Юном – пер.
Голубева ( 2А, сн. – лед.) – лед. Сев. Башиль – пер.
Грановского ( 2А, сн. – лед., 3950м ) – р. АдырСу – пер.
Гумачи ( 2А, ск. – лед., 3540м ) – а/л “Джантуган” - а/л
“Шхельда” - р. Шхельда – лед. Башиль ( радиально)
– а/л “Шхельда” - т/б “Азау” - Приют 11 – в
Эльбрус Вост. ( 5629м ) – Приют 11 – г.Нальчик – г.
Кострома.
1.5. Состав группы.
№ |
ФИО |
Обязанности |
Туристская
подготовка |
1. |
Кулагин Евгений
Андреевич |
Руководитель |
2 к.с. пеш. руководитель |
2. |
Белова Анна Игоревна |
Завхоз |
2 к.с. пеш. участник |
3. |
Пешков Руслан
Викторович |
Медик |
2 к.с. пеш. участник |
4. |
Максимов Алексей
Александрович |
Ремонтник |
1 к.с. пеш. участник
1 к.с. лыж. участник |
5. |
Смуров Алексей
Евгеньевич |
Ответственный за спец.
снаряжение. |
1 к.с. пеш. участник
1 к.с. лыж. участник |
6. |
Сундуков Александр
Александрович |
Фотограф. |
1 к.с. лыж. участник |
1.6. Руководитель группы.
Кулагин Евгений Андреевич.
Домашний адрес: г. Кострома, ул.
Пятницкая, 3 – 4.
2. Описание маршрута.
2.1. Общая идея похода, подготовка
группы.
Поход планировался в первую очередь
как семинар по горному туризму, организованный
для подготовки новых перспективных кадров,
повышению уровня подготовки участников, и
развития горного туризма в нашем городе. В
семинаре приняли участие три костромские группы
под руководством А.Сироткина ( 5 к.с.), И. Соколовой
( 3 к.с. ) и Е. Кулагина ( 2 к.с.). Общее руководство
семинаром осуществлялось А. Сироткиным.
Впервые в одном районе работало и
взаимодействовало 3 группы. Был запланирован ряд
совместных занятий, тренировок. Прохождение
наиболее тактически сложных участков
осуществлялось под рук. А. Сироткина.
Маршрут был разработан ввиде
нескольких колец, что позволило группам активно
взаимодействовать и оставить часть продуктов в
заброске в а/л “Джантуган”, а/л “Шхельда” и т/б
“Азау”, что значительно снизило стартовый вес
рюкзаков.
Для большей слаженности группы, еще на
этапе подготовки проводились совместные
тренировки по ОФП и специальной подготовке.
2.2. Варианты подъезда и отъезда.
Активная часть маршрута начиналась от
а/л “Джантуган” и заканчивалась в пос. Терскол.
На площади у ж/д вокзала обычно много
микроавтобусов, в основном пассажирские и
полугрузовые “Газели”, при желании можно дойти
до автовокзала, но прямых автобусов даже до пос.
Эльбрус, не говоря уже о “Джантугане”, нет. Можно
ехать с пересадкой в Тырнаузе – это выйдет
гораздо дешевле, но дольше, и не всегда можно
попасть в автобус – много народу. Мы нанимали
“Газели” - на 15 человек с грузом 3500 рублей.
Дорога вниз – дешевле, в среднем 1500 рублей с
машины, но можно поторговаться.
Особое внимание хочется обратить на
частые проверки пропусков в погранзоне,
пребывание в этом районе без соответствующих
документов мягко говоря затруднительно. Погран
отряд располагается в Нальчике по адресу: ул.
Кабардинская 65. Выдача пропусков с 10 утра.
2.3. Аварийные и запасные варианты
маршрута.
Районы Центрального Кавказа и
Приэльбрусья хорошо освоены, аварийный выход с
маршрута возможен из любой точки за несколько
часов.
Аварийным сходом с маршрута
воспользоваться не пришлось, маршрут был пройден
в полном объеме.
В начале, по рекомендации руководителя
семинара А. Сироткина планировался запасной
вариант маршрута после пер. Голубева через пер.
Килар ( 1Б, лед. 3850 м ) и далее через Тырнауз, по
шоссе, к а/л “Шхельда”, на случай, если
разработанный маршрут окажется слишком сложным
для группы, но этот вариант так же не
потребовался.
2.4 Изменения в маршруте и их
причины.
Не было совершено запланированное
восхождение на в. Эльбрус. Для восхождения было
предпринято две попытки. 18. 08. совместно с группой
А. Сиороткина поднятся удалось только до пер.
Седло Эльбруса ( 5300м ), дальнейшее восхождение
было прервано из – за недостаточной
акклиматизации, до вершины в этот день смог дойти
только А. Максимов. 20. 08. была совершена вторая
попытка восхождения, но ее пришлось прекратить
из – за крайне неблагоприятных метеоусловий –
сильный ветер, пурга, видимость не более 30 м.
2.5. График движения.
Дата |
Дни
пути |
Участки
маршрута |
км |
Характер
пути, вид страховки |
02 – 05. 08 |
|
Кострома – Нальчик –
а/л “Джантуган” |
|
Ж/д и автотранспорт |
05.08 |
1 |
А/л “Джантуган” -
“Зеленая гостиница” |
3 |
Тропа |
06.08 |
2 |
“Зеленая гостиница” -
лед. Джанкуат – склон Виатау – цирк под пер.
Койавганауш |
10 |
Тропа, ледник,кошки,
морена |
07.08 |
3 |
Цирк под пер.
Койавганауш - пер. Койавганауш - долина р. Адырсу
– а/л “Джайлык” - долина р. Куллумкол – средние
Кичкидарские ночевки |
12.5 |
Морена, ледник, кошки,
тропа |
08.08 |
4 |
средние Кичкидарские
ночевки – лед. Юном – пер. Голубева – лед. Сев.
Башиль |
9.5 |
Морена, ледник, кошки,
связки, крючья,страховка одновременная и
попеременная |
09.08 |
5 |
лед. Сев. Башиль – пер.
Грановского – лед. Адырсу – Местийские ночевки |
10.5 |
Морена, ледник, кошки,
связки,страховка одновременная и попеременная,
тропа |
10.08 |
6 |
Местийские ночевки –
долина р. Адырсу – мост через р. Адырсу – подъем к
пер. Гумачи |
9.5 |
Тропа |
11.08 |
7 |
лед. Адырсу – пер.
Гумачи – лед. Джанкуат – “Зеленая гостиница” -
а/л “Джантуган” |
14 |
Ледник, кошки, связки,
одновременная и попеременная страховка, дюльфер |
12.08 |
8 |
А/л “Джантуган” |
|
Дневка |
13.08 |
9 |
А/л “Джантуган” - а/л
“Шхельда” - лед. Шхельда |
5.5 |
Шоссе, тропа |
14.08 |
10 |
Радиальный выход на
лед. Бжедух |
10 |
Тропа, мост через р.
Шхельда, морена, ледник, скалы, связка,
одновременная страховка |
15.08 |
11 |
Лед. Шхельда. |
|
Дневка |
16.08 |
12 |
Радиальный выход на
лед. Шхельда к Ушбинскому ледопаду. |
9 |
Тропа, морена, ледник |
17.08 |
13 |
Лед. Шхельда – а/л
“Шхельда” - т/б Азау – Приют Одиннадцати |
5 |
Тропа, шоссе, канатная
дорога |
18.08 |
14 |
Приют Одиннадцати – в.
Эльбрус Вост. – Приют Одиннадцати |
13 |
Тропа, снег, кошки |
19.08 |
15 |
Приют 11 – ст. Мир –
Приют 11 |
4 |
Тропа, канатная дорога |
20.08 |
16 |
Приют 11 – пер. Седло
Эльбруса – Приют 11 – ст. Мир |
15 |
Тропа, снег |
21.08 |
17 |
Ст. Мир – т/б Азау –
пос. Чегет |
4 |
Канатная дорога, шоссе |
22 - 24. 08 |
|
|
|
|
Итого: активными способами
передвижения: 134.5 км
Высотный график похода.
2.6. Техническое описание
прохождения группой маршрута.
Перевал Койавганауш (1А), 3500 м,
снежно – осыпной.
Местоположение: расположен в хребте
Адылсу, между вершинами Койавганбаши и Виатау.
Ведет из долины Адылсу ( с лед. Койавганауш ) в
долину Адырсу ( через ледник и по ручью
Койавганауш ) к а/л “Джайлык”.
Описываемый участок: от а/л
“Джантуган” до а/л “Джайлык”.
Протяженность: 17.5 км.
Перепад высот: подъем - от 2200 м до 3500 м –
1200 м
спуск – от 3500 м до 2200 м – 1200 м
Требуемое специальное снаряжение:
личное –каска, очки, кошки, ледоруб
№ |
Участок маршрута |
Ходовое время |
Перепад высот |
Характер пути,
техника, ориентиры |
1. |
От а/л “Джантуган” до
“Зеленой гостиницы” |
1455 – 1645,
ходовое время –120 |
2200 м - 2400 м,
200 м |
В “Джантугане”
оставляем заброску и движемся по тропе по
правому берегу Адылсу. Через 15 минут пути
натыкаемся на погран заставу – проверка
документов. Погранзаставу обходим слева по
тропе, далее троп много, лучше держаться нижней,
по мосту переходим на левый берег и еще через 20
минут мы в “Зеленой гостинице” |
2. |
От “Зеленой
гостиницы” до лед. Джанкуат |
755 - 940
ходовое время -110 |
2400 м – 2700 м,
300 м |
По левому берегу
Адылсу движемся по тропе вверх по долине, и далее
по конечной морене лед. Джанкуат, выходим на
ледник, через сто метров одеваем кошки,
траверсируем ледник вправо и выходим на боковую
морену |
3. |
Движение по морене и
подъем по склону Виатау |
940 - 1405
ходовое время –240 |
2700 м – 3100 м,
1400 м |
Движемся по гребню
морены, и примерно через 30 минут становится ясно,
что мы сбились с пути, посылаем двоих человек на
разведку, после чего, начинаем двигаться влево,
по ходу движения. В 1130 встаем на обед, ( как
думали под перевалом ), после обеда начинаем
движение вверх по осыпи. В 1345 встретили
группу, выяснилось, что мы движемся к перемычке
Виатау |
4. |
Спуск и траверс склона
Виатау, подъем к лед. Койавганауш |
1405 - 1550
ходовое время -135 |
|
Принимаем решение
спустится и траверсировать склон Виатау. Потом
начинаем подъем вдоль ручья к леднику.
Становимся на ночевку у языка ледника,
вода находится на леднике. На левом берегу ручья
Койавганауш, немного ниже нашей стоянки, на
“зеленке” есть более удобные места для стоянок,
но нам не имеет смысла двигаться в том
направлении. |
5. |
Подъем на пер.
Койавганауш |
615 – 815
ходовое время -120 |
3100 м – 3500 м,
400 м |
Со стоянки поднимаемся
на морену и выходим на ледник, далее движемся по
краю цирка, по пологой части ледника к
перевальному взлету. Под перевальным взлетом
надеваем кошки и каски. Движемся справа от
седловины по снегу, затем начинается осыпь, идем
плотно, зигзагом, опасаясь камней. Перевальный
взлет высотой около 100 м и крутизной до 30 - 350,
седловина достаточно широкая, снежно – осыпная,
тур на камнях справа по ходу движения |
6. |
Спуск с перевала,
движение по леднику, спуск в долину Адырсу |
815 - 1025
ходовое время -135 |
3500 м – 2200 м,
1300 м |
На перевале снимаем
кошки, часть группы движется слева по осыпи,
часть по снегу, крутизной около 250 и
протяженностью 200 м, далее влево по леднику. У
границы снегов сделали привал. Далее по тропе,
маркированной турами. Тропа выводит в долину, к
берегу р. Адырсу. Слева по ходу, ниже границы
снегов, много площадок для ночевок. |
7. |
Движение по долине до
а/л “Джайлык” |
1025 - 1100
ходовое время –035 |
|
Движемся вниз по
течению к а/л “Джайлык”. Дорога хорошая,
грунтовая. Незначительные ручьи переходим вброд.
В районе а/л “Джайлык” переходим Адырсу по
постоянному мосту. |
Фото 1. Вид на лед. Джанкуат из “Зеленой гостиницы” |
Фото 2. Пер. Койавганауш. |
Фото 3. Лагерь под пер. Койавганауш.
|
Перевал Голубева (2А), 3765 м,
снежно – ледовый.
Местоположение: расположен в хребте
Адырсу, между вершинами Орубаши и Адырсу.
Соединяет ледники Юном и Сев. Башиль.
Описываемый участок: от а/л “Джайлык”
до лед. Сев. Башиль.
Протяженность: 17.5 км.
Перепад высот: подъем – от 2200 до 3765 м –
1565 м
спуск – от3765 м – до3200 м – 565 м
Требуемое специальное снаряжение:
личное –каска, очки, кошки, ледоруб, страховочная
система, жумар, 3 карабина;
групповое – веревка основная 45 м – 3
шт, ледобуры – 6 шт, карабины 6 шт.
№ |
Участок
маршрута |
Ходовое
время |
Перепад
высот |
Характер
пути, техника, ориентиры |
1. |
От а/л “Джайлык” до
Средних Кичкидарских ночевок |
1100 - 1515
ходовое время -230 |
2200 м – 3400 м,
1200 м |
От а/л “Джайлык”
движемся по левому берегу р.Адырсу до впадения
р.Куллумкол, у впадения Куллумкола есть мост, но
нам он не требуется, продолжаем движение по тропе
правого берега Куллумкольского ущелья,
поднимаемся по крутому травянистому склону и
далее по тропе движемся к леднику Юном. На
ночевку встаем у конечных морен лед. Юном. |
2. |
От Средних
Кичкидарских ночевок до пер. Голубева |
730 – 1020
ходовое время -215 |
3400 м – 3610 м,
210 м |
От Средних
Кичкидарских ночевок движемся влево по осыпям и
моренам ( тропа промаркирована турами ) и выходим
на язык ледника Юном, проходим верхние
Кичкидарские ночевки ( ночевка на льду, поправому
борту ледника, вода в озере ). Ледник закрытый, так
что движемся по нему в связках. Проходим средней
частью ледника и выходим под перевальный взлет. |
3. |
Занятие, подъем на пер.
Голубева |
1020 - 1500 |
3610 м – 3765 м,
155 м |
В рамках горного
семинара проводим занятие по технике
передвижения и страховке на снежно – ледовых
склонах перевала, затем начинаем подъем.
Перевальный взлет имеет высоту около 100 м и
крутизну в верхней части до 450. Примерно
треть подьема проходила по снегу, страховки не
требовалось. Т.к. перевал проходился совместно с
группой И. Соколовой в верхней части подъема были
провешены перила – 3 веревки. Перевал
камнеопасен, особенно с правой стороны.
Перевальный гребень шириной до 10 м, тур на скалах,
справа по ходу. |
4. |
Спуск с пер. Голубева,
движение по лед. Сев. Башиль |
1500 – 1715
ходовое время -200 |
3765 м – 3200 м,
565 м |
На гребне короткий
отдых, обед, после чего начинаем спуск. Спуск
проходит по снежно - осыпному склону высотой 80 –
100 м и крутизной до 400. Спускаемся в связках,
с одновременной страховкой. Далее движемся ( так
же в связках ) по пологой верхней части лед. Сев
Башиль, забирая влево. Верхнюю ступень ледопада
обходим по снежнику, вдоль левого берега ледника,
нижнюю – по левобережной морене. Выходим на
травянистые площадки под ледником и встаем на
ночевку. |
Фото 4. Перед подъемом на пер. Голубева” |
Фото 5. На перевальном взлете. |
Фото 6. Спуск с пер. Голубева на лед. Сев. Башиль. |
Перевал Грановского (2А), 3950 м,
снежно – ледовый.
Местоположение: расположен в хребте
Адырсу, между вершинами Адырсу и Сарыкол.
Соединяет ледники Адырсу и Сев. Башиль.
Описываемый участок: от лед.Башиль до
моста через р. Адырсу.
Протяженность: 15 км.
Перепад высот: подъем – от 3200 м до3950 м
– 750 м
спуск – от 3950 м до 2200 м – 1750 м
Требуемое специальное снаряжение:
личное – каска, очки, кошки, ледоруб, карабины ( 2
шт. ), страховочные системы;
групповое – веревка основная, 45м – 2
шт.
№ |
Участок маршрута |
Ходовое время |
Перепад высот |
Характер пути,
техника, ориентиры |
1. |
От лед. Сев. Башиль до
седловины пер. Грановского |
840 – 1245,
ходовое время –320 |
3200 м – 3950 м,
750 м |
От места стоянки по
камням переходим реку, поднимаемся на гребень
правобережной морены и движемся по ее гребню к
озеру, расположенному в моренном кармане. Тропа с
гребня морены спускается на пологую часть
ледника. Можно двигаться как по леднику, так и по
снежнику у края ледника, справа по ходу. Т. к. на
леднике много трещин – движемся по снежнику. У
отрога хр. Адырсу снежник заканчивается, а ледник
становится круче. Надеваем кошки, огибаем отрог и
продолжаем движение поворачивая вправо по ходу
движения. Лавируем между трещинами и подходим
под перевальный взлет. Взлет снежный, крутизной
до 300, трудности в прохождении не вызывает.
Тур – на скальном гребне, в северной части
перевала. |
2. |
От пер. Грановского до
“Местийских ночевок” |
1245 - 1445
ходовое время -200 |
3950 м – 3200 м,
750 м |
Спуск с перевала
начинается по характерному снежно – ледовому
ребру. С ребра спускаемся в право на пологую
часть ледника. Бергшрунды, отделяющие ребро от
ледника, засыпаны снегом. Движемся в связках с
попеременной и одновременной страховкой. Ледник
пологий, открытый. Движемся без страховки, ниже
выходим по осыпям на морены. По моренам и далее по
тропе, маркированной турами, выходим к
“Местийским ночевкам”, расположенным на правом
берегу р.Адырсу у языка ледника. |
3. |
От “Местийских
ночевок” до моста через р. Адырсу |
925 – 1030
ходовое время –105 |
3200 м – 2200 м,
1000 м |
От “Местийских
ночевок” по хорошей тропе движемся вниз по
правому берегу р. Адырсу. У моста расположена
очередная погранзастава – снова проверка
документов. |
Фото 7. Подъем на пер. Грановского.
Перевал Гумачи (2А), 3540 м,
скально – ледовый.
Местоположение: расположен в хребте
Адылсу, между вершинами Гумачи и Чотчат Юж.
Соединяет верховья долин Адылсу и Адырсу (
ледники Джанкуат и Адырсу, западная ветвь ).
Описываемый участок: от моста через
Адырсу до а/л “Джантуган”
Протяженность: 18 км
Перепад высот: подъем – от 2200 м до 3540 м
– 1350 м
Спуск – от3540 м до 2200 м – 1350 м
Требуемое специальное снаряжение:
личное – каска, очки, кошки, ледоруб, карабины – 2
шт., ФСУ, страховочная система;
групповое – веревка основная 45 м – 2
шт.
№ |
Участок маршрута |
Ходовое время |
Перепад высот |
Характер пути,
техника, ориентиры |
1. |
От переправы через р.
Адырсу до стоянок на левой береговой морене лед.
Гумачи |
1055 – 1300,
ходовое время –145 |
2200 м – 3200 м,
1000 м |
У погранзаставы есть
переправа через р. Адырсу. От переправы с большим
набором высоты идет тропа по травянистым склонам
на гребень левобережной морены. По гребню
обходятся две нижние ступени ледопада. На гребне
есть каменистые площадки, на которых мы
становимся на ночлег. ВНИМАНИЕ! Во время дождей
эти площадки селеопасны, рекомендуется встать
выше на пологой части ледника. Остаток дня
посвещаем очередному занятию семинара –
организуем самосброс на снежно – ледовом
рельефе. |
2. |
От ночевок по
левобережной морене до верхней ступени ледопада |
720 – 800
ходовое время -040 |
3200 м – 3300 м,
100 м |
От ночевок продолжаем
движени по морене, затем выходим на лед.
Поверхность ровная, много снега, движемся к
верхней ступени ледопада, левее перевала. |
3. |
От верхей ступени
ледопада до седловины перевала, спуск на лед.
Джанкуат. |
800– 1115
ходовое время –250 |
3300 м – 3540 м,
240 м |
У ледопада одеваем
кошки и продолжаем движение в связках. Подъем
проходит в основном с попеременной страховкой.
Бергшрунды обходятся по снежным мостам. Далее
траверсируем гребень вправо и выходим на
седловину. Спуск с перевала по скальному кулуару
( осторожно камни!). На перевале есть петля для
навески. Спуск дюльфером – одна веревка (40 м). |
4. |
От кулуара до “Зеленой
гостиницы” |
1115 – 1600
ходовое время –235 |
3500 м – 2200 м,
1300 м |
Спуск по лед. Джанкуат
проходит по левому борту ледника в обход трещин.
Ледник закрытый, рекомендуется движение в
связках. Выходим на морену в нижней части
ледника, по морене спускаемся на дно долины и по
тропе выходим к “Зеленой гостинице”. После
обеда по тропе спускаемся к а/л “Джантуган”. |
Фото 8. Стоянка на боковой морене под пер. Гумачи |
Фото 9. Седловина пер. Гумачи.. |
Фото 10. Спуск с пер. Гумачи. |
Перевал Седло Эльбруса (2А), 5300
м, снежно – осыпной.
Местоположение: расположен между
вершинами Эльбрус Восточнный (5629м) и Эльбрус
Западный (5642м).
Описываемый участок: т/б “Азау” -
Приют Одиннадцати – пер. Седло Эльбруса – в.
Эльбрус В. ( 5629 м ) – т/б “ Азау”
Протяженность: 17.5 км.
Перепад высот: подъем - от 2200 м до 5300 м –
3100 м
спуск – от 5300 м до 2200 м – 3100 м
Требуемое специальное снаряжение:
личное –каска, очки, кошки, ледоруб
№ |
Участок маршрута |
Ходовое время |
Перепад высот |
Характер пути,
техника, ориентиры |
1. |
От т/б “Азау” до
приюта Одиннадцати |
1455 – 1645,
ходовое время –120 |
2200 м - 4200 м,
2000 м |
До т/б “Азау”
добрались на машине. Оттуда начинается канатная
и пешеходная дороги на Эльбрус ( по канатке
быстрее и легче, пешком – дешевле ). Канатная
дорога ( две ветви ) заканчивается на станции
“Мир” ( 3500 м ). Дальше проходит кресельная
канатная дорога – это еще 300 м подьема. На станции
Гарабаши останавливаемся на обед, после чего
движемся далее. Оттуда до Приюта Одиннадцати
можно добраться за 1 час при практически любой
видимости – дорога здоровая, хорошо укатанная
ратраками. |
2. |
От Приюта Одиннадцати
до пер. Седло Эльбруса |
755 - 940
ходовое время -110 |
4200 м – 5300 м,
1100 м |
Выходим около семи
утра, погода нормальная, на Приюте облачно, но
выше видны просветы. Движемся классическим
маршрутом – сначала к скалам Пастухова ( 4800 м) –
потом по полке вдоль восточной вершины и к
перевалу. Выше скал Пастухова облаков мало.
Практически весь маршрут обозначен вешками.
Снега на склонах много, дополнительной страховки
нигде не требуется, движемся без кошек. Часть
пути идем “влоб”, но местами приходится идти под
зигзагом. По мере подъема начинают проявлятся
первые симптомы горной болезни – с полки двое
участников уходят вниз. Тропа выводит на
седловину. На седловине расположена хижина –
сейчас из–под снега видны только остатки
стропил. От перевала расходятся тропы на
Восточную и Западную вершины. |
3. |
Пер. Седло Эльбруса –
в. Эльбрус Вост. |
940 - 1405
ходовое время –240 |
5300 м – 5629 м,
329 м |
Для большинства
участников группы восхождение заканчивается на
перевале, и лишь один человек находит в себе силы
дойти до вершины. От перевала тропа идет по
седловине до скальных выходов. По склонам
поднимаемся к скалам и далее по скалам движемся
вверх. На этих склонах рекомендуется
использовать кошки. |
4. |
В. Эльбрус Вост. –Приют
Одиннадцати |
1405 - 1550
ходовое время -135 |
5629 м –
4200 м
1229 м |
Спуск происходил в
обратном направлении по той же тропе, без каких –
либо затруднений и проишествий.
Вторая попытка восхождения мало чем
отличалась от предидущей, только до перевала
дошли все участники и скорость восхождения
возросла практически в 2 раза. Выше седловины
поднятся не позволили погодные условия:
существовала реальная возможность заблудиться и
замерзнуть – тропу буквально заметало прямо на
глазах. |
5. |
Приют Одиннавдцати –
т/б “Азау” |
615 – 815
ходовое время -120 |
4200 м – 2200 м,
2000 м |
На спуске возникли
проблемы с канатной дорогой. Из–за отключения
электричества до станции “Мир” шли пешком, и
заначевали прямо на станции в компании польских
туристов. |
Фото 11. Подъем на пер. Седло Эльбруса. |
Фото 12. Пер. Седло Эльбруса. |
Фото 13. В. Эльбрус Вост. |
2.7. Потенциально опасные участки:
- перевалы ( 4 перевала + радиальный
выход на лед. Бжедух ) и восхождение на Эльбрус;
- переправы через реки;
- ледники ( изменившаяся по сравнению с
описаниями ледовая обстановка, усиление
камнепадов );
- плохие погодные условия;
2.8. Дополнительные сведения о
походе
Перечень общественного и специального
снаряжения:
- Палатки, трехместные каркасные – 2 шт.
( без каркасных палаток в горах не
жизнь, а так проблем с размещением личного
состава и снаряжения не возникало)
- Примус “Шмель” - 2 шт.
( благодаря ремонтнику примуса служили
верой и правдой, за поход израсходовано 12 л
бензина ).
- Котел – 4 л и автоклав - 5 л
- Фотоаппараты – 2 шт.
( взяли с собой “Зенит” и ФЭД со
штативом, тяжело, конечно, но фотографии и
панорамы того стоят. Заснято 7 пленок, несколько
круговых панорам, но “Зенит” оказался с
дефектом, поэтому часть фотографий подсвечена )
- Гитара.
- Основная веревка, 45 м – 3 шт.
( одна веревка оказалась лишней –
везде удобнее было работать связками – тройками
)
- Карабины - 10 шт. ( ФСУ, жумары и карабины для них
были у всех участников)
- Ледобуры – 9 шт. ( снега было много, поэтому
ледобуры применяли только на пер. Голубева, взяли
явно лишку )
Личное специальное снаряжение:
- Страховочная система – 1 шт.
- Самостраховка – 2 шт.
- Ледоруб – 1 шт.
- Каска – 1 шт.
- Кошки – 1 пара.
- Карабины – 3 шт.
- Жумар – 1 шт.
- ФСУ – 1 шт.
- Перчатки, рукавицы – 2 пары.
Медицинское обеспечение похода.
Было на высоком уровне. Практически
все требуемые средства были в достатке. Кроме
того участникам похода, для поддержания
надлежащей физической формы, выдовался
элеутерокок, гематоген, поливитамины, глюкоза.
Наиболее “популярны” у участников похода были
бактерицидный лейкопластырь и средства защиты
от солнечных ожегов.
Раскладка продуктов.
Раскладка составлялась из расчета
примерно 0.7 кг сухого продукта на человека в день.
Примерная калорийность при этом составляла 2500
ккал.
Питание было трехразовое, практически
всегда было время для приготовления
полноценного обеда. Проблем с продуктами не
возникало, хватило как раз на весь поход и
выброску, домой практически ничего не привезли.
При упаковке продуктов пользовались
пластиковыми бутылками и коробками из под соков.
Основные сведения по раскладке:
Общий вес продуктов – 71 кг;
Колличество расчетных дней – 17;
Общий вес продуктов на одного человека
– 11,8 кг;
Калорийность на человека в день – 2480
ккал.
Метеоусловия.
С погодой повезло не очень. Сухих
жарких дней за весь поход было лишь три. Ночью и
после обеда часто шел дождь ( выше – снег ). Под
пер. Грановского из – за непогоды пришлось
перенести выход на 1.5 часа. Сложные погодные
условия не позволили группе совершить
восхождение на Эльбрус в полном составе. Но при
этом, в первой половине дня облачность мало
затрудняла ориентирование, и позволяла группе
без осложнений двигаться по маршруту.
2.9. Выводы и рекомендации.
Район проведения похода имеет много
достоинств:
- интересен с туристской и спортивной точек
зрения, хорошо посещаем туристами и
альпинистами;
- близок к европейской части и более доступен по
финансам по сравнению с другими горными
районами;
- район компактен, из любой точки маршрута
существует возможность быстрого схода к
населенным пунктам;
- возможность проведения походов самой разной
категории сложности.
Район идеален для проведения подобных
семинаров.
|