Добро пожаловать на сайт Ярославского турклуба "Ирбис"!
  ЯГОО туристский клуб "Ирбис"
Главная Отчеты о походах Горное фото Кинофестиваль Ссылки Форум
Хан-Тенгри Хан-Тенгри Эльбрус Эльбрус Казбек Казбек Белуха Белуха

Перевал Каракая (2Б, 3480)

1. Местонахождение: Центральный Кавказ, Приэльбрусье, между г. 50-ти летия Конституции и г. Каракая, в ГКХ.
  2. Сроки прохождения: 12-15.07.02.
  3. Количественный состав: 6 человек.
  4. Подъем: с перевала Башильауз.
  5. Спуск: р.Башиль
  6. Характер маршрута: комбинированный.
  7. Общее время прохождения: около 13 часов.
  8. Условия изменения к.т.: нет.
  9. Основные опасности: открытые трещины на Каракайском ледопаде, скальные стенки крутизной до 80°
  10. Меры безопасности: движение в связках, перила на скальных крючьях и ледобурах.
  11. Рекомендуемое специальное снаряжение на 6 человек: веревка основная 50м - 3 шт.; крючья скальные 5 шт.;ледобуры 6 шт.; ледобур самовыверчивающийся; веревка расходная 3м. Каждому: кошки, каску.
  12. Удобные места ночлега: выше ледопада в перевальном цирке, Лычатские ночевки
  13. Снята записка туристов ТЦ Плющиха г. Москвы от 15.08.01. Руководитель Уткин Олег.
  14. Участки, определяющие к.т.: Каракайский ледопад, скальная стенка - 40м
  15. автор описания: Иванов Геннадий
  16. Информация о первопрохождении: нет.
  17. Техническое описание.

13.07. 6 день. Выход в 6.00. Одеваем кошки. В связках по 2 человека начинаем спуск по ледопаду, лавируя между трещинами. Дойдя до большого разлома вдоль верхней его кромки движемся по направлению к скалам. Здесь произошел случай, повлиявший на дальнейший ход похода. Остановлюсь на нем подробно. Только факты, выводы пусть делает читатель. Я шел первым в связке с Татьяной. Таня страховала меня через ледоруб во время траверса к скалам. Снега на льду достаточно, топчу ступеньки. Дойдя до скальной полки, я снял рюкзак, снова вышел к границе скал и снега организовал страховку через ледоруб и стал принимать Таню. Она шла по моим следам. Через несколько метров у Тани проскальзывают ноги, и она заскользила вниз по склону. До разлома было метров 10. Попытка зарубиться была, но меня она не впечатлила. Таня падает со стенки разлома. наша связочная веревка прорезает снежный козырек, это смягчает рывок. Держу веревку не протравливая, Таня повисает на связочной веревке. Я не понял толи я ее держу, толи она на мост упала. Кричу: "Таня! Как дела!" Через некоторое время получаю ответ: "Нормально!" Ну слава богу! Кричу: "ты висишь или стоишь?" Опять через некоторое время ответ: "стою!". Закрепляю веревку на ледорубе, выхожу на полку, смотрю. Точно, стоит. На ледовом выступе рядом со стенкой разлома. Только без каски. Каска чуть ниже на ледовом мосту. Бью на скале станцию из трех крюков. Закрепляю нашу связочную веревку жестко на станции. "Таня!" - говорю - "закрепи веревку в спусковухе и маятником спустись за каской." Таня вроде делает все правильно, прыгает и приземляется рядом с каской, но неудачно. Говорит что зашибла ногу. Дальше все происходит очень медленно. Ребята второй и третьей связки уже подошли на полку. Я поручаю им вытаскивать танин рюкзак, а сам иду на разведку пути вниз по полке. Здесь все красиво. Сначала траверс 50 м затем столько же вниз по скалам назад на ледопад. Возвращаюсь к ребятам. Таня уже поднялась по веревке на жумаре и вылезла на полку. Мы снова все вместе. На ноге у нее здоровенный синяк под коленом. Начали спуск по скалам. По полке я провесил перила на скальных крючьях. Последним спускаюсь свободным лазанием без рюкзака, чтобы не оставлять крюк. Дальше дюльферяемся 50 м по скальной стенке на ледник. По ледопаду вешаем перила, т.к. Таня сильно хромает. Танин рюкзак спускаем по веревке. В 14.00 начинается дождь.Около 15.00 выходим на выполаживание ледника после верхней ступени ледопада. В связках пересекаем ледник в направлении правобережной морены, где расположены Лычатские ночевки. Здесь ночуем.

14.07. 7 день. С утра спали. Нога у Тани оставляет желать.., как говорится. В обед родилась бредовая идея сходить за заброской в а/л Улутау через пер. Голубева. Сказано-сделано. Мы с Серегой собрались в терхдневный выход, а остальные, значит, будут на лычатских отдыхать. По снежному склону, а затем по осыпи спускаемся на лед. Башиль. Откуда ни возьмись - погранцы. Подходят, интересуются откуда мол? Мы:"с Каракая". Тогда мы вас арестуем за переход границы. Я говорю, так мы с Восточного Каракая! Описание Фомичева вспомнилось, вот говорю там в дырку пролезли. Теперь вот травмированный у нас. Поговорили о том, о сем. Они, мол, сваны тут ходят на охоту. В общем они пошли вниз, а мы с Серегой вверх назад к нашим. А то вдруг поднимутся спросят с какого мы Каракая - о ребята по незнанию и скажут. Придем мы через два дня с Серегой, а наши друзья в КПЗ. Погранцы нам снежный склон показали по которому можно осыпь обойти, мы и стали по нему подниматься. Нормально вернулись. Назавтра решили начать спускаться в Нальчик, а там автобусом в Шхельду.

15.07. 8 день. В 10.00 начали спуск. Снежный склон до 35°. Вешаем веревку - я держась за нее с таниным рюкзаком, затем Таня на спусковухе. Остальные в целях экономии времени спускаются с самостраховкой ледорубом кто спиной, кто лицом к склону. Через 200 м спуска склон уходит налево, на заветный склон пограничников. Общая длина склона до моренных выносов около 100 м. Я с двумя рюкзаками спустился по веревке до середины склона. В это время Лена решила немного покататься по склону. Под ней оказался Юра, пока она его объезжала, набрала нехилую скорость. Зарубиться уже было невозможно. Пролетев мимо меня она врезалась в камень размером в пол-Лены и вместе с ним продолжила путь по снежному склону уже с небольшой скоростью. Доехав до моренных выносов вниз склона она остановилась. Я бегом с таниным рюкзаком в руках понесся вниз. Подлетаю - лежит. Пока искал нашатырку, Лена очнулась решила изменить положение тела. Изменять положение тела получалось плохо. Внешний осмотр показал сильный ушиб живота. Пока все спускались Лена училась заново ходить, терпя боль. Вскоре мы продолжили спуск. Уже с двумя пострадавшими. Пошел дождь. Лена с Таней шли медленно. Мы челноками таскали их рюкзаки и помогали им идти. На леднике выяснилось что там где вчера мы с Серегой и пограничники ходили в обычной обуви очень скользко и без кошек не пройти. Мне выпала честь надеть на пострадавших дам кошки. Не имея описания спуска т.к. он заранее не планировался мы вышли на правобережную морену, однако позже выяснилось, что тропа идет по левому берегу р. Башиль. Часов через пять спуска Лена пооклемалась, да и тропа появилась и рюкзаки с личными вещами девчонки понесли сами. Парни же забрали у них весь общаг(общественное снаряжение и продукты). Двигаясь по коровьим тропам вышли к мостику через реку Башиль, по которому переправились на левый берег. В 21.00 уже в темноте вышли к кошу, недоходя 10 мин до заставы Башиль. Этот домик нам, мокрым насквозь от дождя, показался благословенным раем. Ужин и сон. Ночью приходили погранцы, звали в баню, но нам было уже не до нее.

16.07. 9 день. Выспавшись, вышли около 9.00, пройдя заставу, вышли на турбазу Башиль. Везти нас никто на турбазе не захотел, так что мы хлебнув пивка из пионерского магазина двинули по дороге вниз по ущелью. Через три часа вышли к месту слияния Чегема и Башиля. Минут через 40 после этого нас подобрал УАЗик, ведомый двумя балкарцами. Один из них оказался студентом унивеситета и большим знатоком родного края. Мы словно попали на экскурсию. Нас высадили на остановке рейсового автобуса в Хуштосырте. УАЗик поехал дальше вниз, и вскоре появлся рейсовый автобус. Оказывается водитель УАЗика догнал только что отправившийся рейсовый автобус, рассказал его водителю о нас и тот был настолько любезен, что вернулся за нами. Вот оно - знаменитое кавказское гостеприимство.

Около 16.00 мы были уже в Нальчике. Тут же взяли газель и за 1200 руб. доехали с ветерком до а/л Шхельда.
Подъем на перевал Каракая
Загораем в верхнем цирке на спуске с пер. Каракая.

Траверс к скалам выше разлома.

Сюда упала Таня
Верхняя ступень ледопада Каракая

Перила по снежно-ледовому склону ниже скал
Верхняя ступень ледопада Каракая с лычатских ночевок
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru главная | отчеты о походах  | горное фото |  ссылки | кинофестиваль |  форум
Разработка сайта: Иванов Геннадий(с)