Добро пожаловать на сайт Ярославского турклуба "Ирбис"!
  ЯГОО туристский клуб "Ирбис"
Главная Отчеты о походах Горное фото Кинофестиваль Ссылки Форум
Хан-Тенгри Хан-Тенгри Эльбрус Эльбрус Казбек Казбек Белуха Белуха

Ярославский городской клуб горного туризма "Ирбис"

Отчет о горном походе II к.с. по хребту Терскей-Алатау Центрального Тянь-Шаня.

Руководитель группы Гузева Ю.А. (Ярославль)

Справочные сведения.

1.1. Проводящая организация

Турклуб «Ирбис», 150003, г . Ярославль, ул. Советская, д. 65, тел. 30-18-66 :

Маршрутная книжка № 11-2007.

1.2. Основные сведения о походе

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяжённость активной части, км

Продолжи-тельность общая

Число ходовых дней

Сроки проведения

горный

вторая

172,6

17

16

18.07.07-03.08.07

1.3. Киргизия. Центральный Тянь-Шань, хребет Терскей – Алатау.

Хребет Терскей-Алатау (“пестрые горы, отвернувшиеся от солнца”) расположен широтно и обрамляет с юга котловину озера Иссык-Куль. Длина хребта около 375 км , хребет на востоке смыкается с хребтом Кунгей-Алатау, за пределами Иссык-Кульской котловины примыкает к хребту Сарыджаз. Средняя высота хребта около 4500 м , высшая точка достигает 5216 м (пик Каракольский).

Один крупный узел оледенения хребта находится в верховьях рек Джетыогуз, Каракол, Арашан, Ак-Су и Тургень-Ак-Су, другой — в верховьях Конурулена. Значительному оледенению хребта способствуют его высота, циркуляция атмосферы, а также влага, испаряющаяся с поверхности озера Иссык-Куль.

Общее число ледников на склонах хребта Терскей-Алатау — около 1 100, площадь оледенения — свыше 1 тыс. км 2 , распределение оледенения на склонах северной и южной экспозиции почти одинаково.

На северном склоне Терскей-Алатау длина долинных ледников достигает 5—7 км (Айланыш и др.). Длина ледников южного склона значительно больше (например, ледник Колпаковского достигает 10 км ). Ледники повсеместно отступают, а их поверхности засоряются обломочным материалом. Языки ледников обычно лежат на высотах 3 000—3 500 м . Степень оледенения увеличивается с запада на восток.

Снеговая линия в западной части северного склона хребта Терскей-Алатау находится на высоте 3 900 — 4 000 м , а в восточной части из-за большого количества атмосферных осадков опускается до 3 700 м . На южном склоне снеговая линия поднимается до 4 000 — 4 200 м .

Растительность северных склонов хребта Терскей-Алатау достаточно богата и разнообразна. По более тенистым и влажным склонам на высотах от 2 100 до 3 100 м растет тянь-шаньская ель (ель Шренка), к которой местами примешивается пихта Семенова. До высоты приблизительно 2 500 м их сопровождают кустарники барбариса, жимолости, смородины и шиповника. Выше зоны леса — высокогорные субальпийские и далее альпийские луга со стелющейся арчой и караганой. Еще выше (примерно до 3 800 м ) располагаются пятна альпийских лугов, отдельные растения звездчатки, эдельвейса, анемоны, мхи и лишайники.

В районе можно проводить красивые и интересные походы любой категории сложности. Этому способствует легкость заездов, наличие троп и мостов, наличие перевалов всех категорий.

( «Высокогорные перевалы», ред .А.Джулий. – М.: Издательство «Прест», 2001 г . )

1.4. Подробная нитка маршрута по ходовым дням

Запланированный маршрут

Дата

День похода

Маршрут

Километраж

18.07

1

г. Каракол – Джилы-Суу

автомобиль

19.07

2

Место стоянки (м.с.) – подход к пер. Киче-борду

14

20.07

3

М.с. – пер. Киче-борду (1Б, 3900, сн)

6

21.07

4

М.с. - пер. Джукучак (1А, 3980, ос-лд)

8

22.07

5

М.с. – долина р. Сарычат, подход к пер. Котор

16

23.07

6

М.с. - пер. Котор (1Б, 4100, сн-лд)

11

24.07

7

М.с. – долина р. Чон-Кызыл-Суу (ФГС)

10

25.07

8

Дневка

 

26.07

9

М.с. – р. Арча-тор, подход к пер. Арча-тор

7

27.07

10

М.с. - пер. Арча-тор (1А, 3700, ос.)

8

28.07

11

М.с. - долина р. Джеты-огуз, р. Телеты зап.

10

29.07

12

Дневка.

 

30.07

13

М.с. - подход к пер. Телеты

6

31.07

14

М.с. - пер. Телеты (1А, 3600, ос.)

7

01.08

15

М.с. – долина р. Каракол

4

02.08

16

М.с. – долина р. Кельтор, подход к пер. Солнце

12

03.08

17

М.с. – перевал Солнце (1Б, 4000, сн)

8

04.08

18

М.с. – долина р. Кельтор, альплагерь

11

05.08

19

Дневка

 

06.08

20

М.с. – г. Каракол

25

 

 

Итого:

163

Пройденный маршрут

Дата

День похода

Маршрут

Километраж

18.07

1

Джилы-Суу – ФГС

5

19.07

2

Место стоянки (м.с.) – подход к пер. Ашу-тор (до ручья с ледника Лавинный)

17

20.07

3

М.с. – подход к пер. Ашу-тор

7,2

21.07

4

М.с. - пер. Ашу-тор (1Б, 4000, сн-лд)

22,8

22.07

5

М.с. – подход к пер. Котор Зап (1Б, 4200, сн-лд.)

3

23.07

6

М.с. - пер. Котор Зап.

8,4

24.07

7

М.с. - пер. Котор (1Б, 4100, сн-лд.)

14,4

25.07

8

М.с. – ФГС

7,2

26.07

9

Дневка

 

27.07

10

М.с. – р. Арча-тор, подход к пер. Арча-тор

10,8

28.07

11

М.с. - пер. Арча-тор (1А, 3700, ос.)

10,8

29.07

12

М.с. - долина р. Джеты-огуз, р. Телеты зап.

18

30.07

13

М.с. - подход к пер. Телеты

9,6

31.07

14

М.с. - пер. Телеты (1А, 3600, ос.)

18

01.08

15

М.с. – альплагерь

3

02.08

16

М.с. – подход к пер. Панорамный

9,6

03.08

17

М.с. – пер. Панорамный (1А, 3500, ос)- альплагерь

7,8

 

 

Итого:

172,6

1.5. Определяющие препятствия маршрута.

Вид препятствия

Категория трудности

Характеристика препятствия

Путь прохождения для локальных

перевал
Ашу-тор

снежно-ледовый, высота – 4000 м , направление прохождения: север-юг

Подъем по открытому, потом закрытому леднику (до 30°), спуск по закрытому, потом открытому леднику (до 20°). Есть трещины. Каски.

перевал Котор Зап.

снежно-ледовый, высота – 4200 м , направление прохождения: запад – восток

Подъем в кошках и связках по открытому леднику (до 40°), спуск в связках по закрытому леднику (до 20°). Каски.

перевал Котор

снежно-ледовый, высота – 4100 м , направление прохождения: юг – север

Подъем в связках по закрытому леднику (до 20°), спуск в связках по закрытому, затем открытому леднику (до 20°). Есть трещины. Каски.

Переправа через р. Котор-тор

 

ширина 2- 4 м , течение сильное, глубина до 0,6м

Переправа по бревну по одному, самостраховка лыжными палками, ледорубом.

Переправа через р. Ашу-тор

 

ширина 4- 6 м , течение сильное, глубина до 1м

Навесная переправа в дополнение к бревнам

Перевал Арча-тор

осыпной, высота – 3700 м , направление прохождения: запад-восток

Подъем по средней осыпи (до 30°), спуск по мелкой осыпи глиссером. Каски.

Переправа через р. Джеты-Огуз

 

Несколько рукавов, ширина 3- 4 м , течение сильное, глубина до 0,6 м

Переправа по одному, самостраховка лыжными палками, ледорубом.

Перевал Телеты

осыпной, высота – 3600 м , направление прохождения: запад-восток

Подъем по средней осыпи (до 40°), спуск по мелкой осыпи (до 30°). Каски

Перевал Панорамный

скальный, высота – 3500 м , направление прохождения: восток-запад

Подъем по осыпи (до 30°), спуск по скалам и осыпи (до 40°). Каски

1.6. Участники похода

№ п/п

Фамилия, имя,

отчество

Год рожд

Место работы,

должность, телефон

 

Домашний адрес,

телефон

Туристская подготовка

Обязанности в группе

1.

Гузева Юлия Александровна

1978

ООО «Гарант-Регион», программист

г. Ярославль, ул. Кооперативная, д. 14, корп.2, кв. 54.

тел. 25-34-79

Кавказ II кс 2005 г – участие;

Алтай II кс 2004 г – участие

Руководитель , казначей

2. 

Баташев Юрий Николаевич

1957

Пенсионер

г. Ярославль, Московский пр-т, д. 163, кв.472. тел. 44-45-20

Пеший плато Путорана 2005 г ; пеший Карачаево-Черкессия 2006 г .

Участник

3. 

Синицина Марина Владимировна

1985

Безработная

г. Ярославль, Ленинградский пр-т, д. 76/26, кв. 105

Кавказ II кс 2005 г –участие

Зам. руководителя

4. 

Бирюкова Юлия Викторовна

1977

ЯОКПБ, психолог

г. Ярославль, Ленинградский пр-т, д. 80, кв. 128. тел. 54-23-28

Кавказ II кс 2005 – участие; Алтай II кс 2004 - участие

Завхоз

5. 

Соловьева Алена Валерьевна

1972

Ср. шк. №52, учитель

 

 

г. Ярославль, ул. Красноборская, д. 21, кв. 194. тел 35-63-20

Кавказ II кс 2002 г - участие, Алтай II кс 2003 г - участие, Кавказ 2007 г-участие

Медик

6. 

Зеленков Евгений Федорович

1948

МО-6, водитель

г. Ярославль, Тутаевское ш, д.64/3, кв. 62 Пеший Кавказ 1972 г - участие Участник
7.

Пантелеев Дмитрий Владимирович

1980

ООО «Би Кор - Ярославль», специалист по операциям с недвижимостью

г. Рыбинск, ул. Свободы, д. 23, кв. 65 Эльбрус 2007 г - участие Зав. по снаряжению, реммастер, летописец
8. 

Васильчикова Ольга Владимировна

1983

Аспирантура ЯрГУ, факультет Психологии

г. Ярославль, пр-т Машиностроителей, д. 54, корп. 4, кв. 89

Алтай 2006 г конно-водный -участие

Фотограф

1.7. Место хранения отчета:  Ярославский городской клуб туристов «Ирбис» , Советская д. 65. Электронный вариант – у руководителя, Гузевой Ю.А.

1.8. Поход рассмотрен Ярославской городской МКК

2. Содержание отчёта.

2.1. Общая смысловая идея похода

 Идея и цель похода заключалась в том, чтобы увидеть горный массив Тянь-Шань, пройти перевалы категорий 1А, 1Б и взять перевал Панорамный (1А), с которого открывается красивый вид на окружающие окрестности (озеро Алакель, высшие точки района: пики Джигит, Слоненок и Каракол ). Хотелось сравнить Тянь-Шань с Кавказом, Алтаем, где мы бывали раньше. Нам было интересно увидеть природу, быт, население другой страны, посетить озеро Иссык-куль после похода.

2.2. Варианты подъезда и отъезда

До г. Бишкек мы добирались на поезде из Москвы. Загранпаспорт для пересечения Казахской и Киргизской границ не обязателен, некоторые участники нашей группы без проблем проехали по российским паспортам. Печати в российских паспортах не ставили, в загранпаспортах – ставили.

Из г. Бишкек до г. Каракол можно доехать на рейсовом автобусе, из г. Каракол в ущелья можно добраться на заказанных машинах.

Мы ехали на заказанных заранее у фирмы Игоря Ханина:

- из г. Бишкек до г. Каракол на автобусе (ЛАЗ),

- из г. Каракол до урочища Джилы-Суу на ГАЗ-66 (вахтовке),

- из альплагеря до г. Каракол на ГАЗ-66 (вахтовке) (заказывали накануне выезда из альплагеря, по имеющейся там радиосвязи),

- из г. Каракол до г. Бишкек на автобусе (ЛАЗ).

Газ покупали у Игоря Ханина, т.к. в поезде его провозить нельзя.

2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

При возникновении аварийной ситуации – выход в северном направлении вдоль реки Ашу-тор (в первой части маршрута), вдоль р. Джеты-Огуз (в середине маршрута) или р.Каракол (при окончании маршрута).

2.4. Изменения маршрута и их причины

•  3-4 день (20.07-21.07)

Вместо перевала Киче-Борду (1Б, 3900) на 3-й день был взят перевал Ашу-тор (1Б, 4000) на 4-й день по следующим причинам:

- подход к перевалу Киче-Борду занял два дня вместо запланированного одного

- группа Изюмовой И., с которой мы планировали идти вместе первый перевал, решила брать Ашу-тор вместо Киче-Борду

Перевал Джукучак (1А, 3980) остался вне маршрута группы.

•  6 день (23.07)

Для сокращения пешеходной части маршрута и увеличения количества пройденных перевалов (вместо перевала Джукучак), было решено взять перевал Котор. Зап. (1Б, 4100).

•  9 день (2 6 .07)

Из-за длительного прохождения перевалов Ашу-тор, Котор Зап, Котор дневка была перенесена на 1 день позже (с 25.07)

•  13 день (30.07)

Дневка, запланированная на 29.07 была заменена полудневкой 30.07.

•  16-17 день (02.08-03.08)

Вместо «петли» и перевала Солнце (1Б, 4000) частью группы было решено взять перевал Панорамный (1А, 3500).

2.5. Техническое описание маршрута

1 день (18 июля)

Переход от Джилы-Суу до ФГС

Длина пути = 5 км

ЧХВ = 2 часа

Из Ярославля заранее заказали автобус на 4 группы от г. Бишкек до г. Каракол. Приехали на автобусе из г. Бишкек в г. Каракол на перевалочную базу Игоря Ханина. Дождались заранее заказанную вахтовую машину, попрощались с группами Г. Ивановой и А. Ивановой (они поедут на этой же машине в другое ущелье, после того как машина отвезет нас), погрузились вместе с группой И. Изюмовой и за 2 часа доехали до урочища Джилы-Суу.

После того как выгрузились из машины на левом берегу р. Ашу-тор около юрт, обе группы двигались по старой дороге, идущей лесом сначала по левому (ор.) берегу, затем по правому (ор.) берегу р. Ашу-тор. На правый берег перешли по мосту. Неширокие ручьи перешли вброд. Немного не доходя до ФГС, перешли р. Ашу-тор по полуразрушенному мосту на левый берег.

Пройдя мимо строений, остановились на поляне. Оставили заброску у сотрудников ФГС.

2 день (19 июля)

Переход от ФГС в сторону перевала Ашу-тор до ручья с ледника Лавинный

Длина пути = 17 км

ЧХВ = 6,5 часов

Встали в 8 часов утра. Вышли около 10.00 и двигались от ФГС вдоль левого (ор.) берега р. Ашу-тор по тропе. Сначала тропа шла довольно полого, затем (через 1 час ходового времени) поднялась на склон. Далее снова шла полого вдоль берега реки. Напротив впадения р. Котор-тор в р. Ашу-тор тропа резко забрала вверх. Поднялись на ступень, шли некоторое время и около 18.00 поставили лагерь вблизи ручья с ледника Лавинный.

3 день (20 июля)

Место стоянки – подход к перевалу к Ашу-тор

Длина пути = 7,2 км

ЧХВ = 4,5 часа.

Встали в 8.00. Вышли около 10.00. От м.с. по тропе перешли ручей и двигались вдоль левого (ор.) берега р. Ашу-тор. Затем тропа ненадолго пропала при подъеме на небольшую ступень, двигались без тропы. Перешли небольшую речку, русло которой поделено на множество мелких рукавов. Здесь дождались группу И. Изюмовой, т.к. вышли мы чуть раньше них. Далее двигались по морене, постепенно забирая вверх. Обнаружив пригодные для постановки палаток места, решили остановиться на ночлег. Перешли на правый (ор.) берег р. Ашу-тор, поставили палатки, время около 16.30. Около 18.00 начался сильный дождь с ураганным ветром.

4 день (21 июля)

Перевал Ашу-тор (1Б, 4000м, сн)

Длина пути = 22,8 км

ЧХВ = 9 часов

Вышли в 8.20. От м.с. по середине моренного вала за 30 минут подошли к началу ледниковой морены. Затем по правой стороне движения за 2 часа ходового времени поднялись до начала снежной части. Там дождались группу И. Изюмовой (мы вышли раньше них), затем они поднимались первыми, тропили дорогу, мы шли следом за ними.

Обошли пару закрытых трещин, скальный гребень остался слева. В цирке накрыл туман, сидели – пережидали. Затем повернули налево и пошли в сторону седловины перевала.

За 1,5 часа ходового времени поднялись на перевальную седловину, которая представляет из себя большое плато длиной около двух километров и шириной около километра. Перевального тура нет . Время 16:30 Холодно, ветер. Сфотографировались, и начали спускаться вниз. Сквозь просветы туч стал виден массив Ак-Шийрак.

Спуск с перевала до озера продолжался примерно 2 часа. Сначала спуск снежный, снег неглубокий, но под ним вода. Нижняя часть ледника открытая, шли без кошек.

Под ледником расположено озеро, в котором плавают льдины. Ледник обрывается в озеро 90 градусной стенкой, чтобы выйти на морену, спустились по левому краю ледника и перешли через реку, текущую по границе ледника и морены. На берегу есть места для стоянок. Там мы дождались отстающих участников своей группы, и разошлись с группой И. Изюмовой, уйдя на свой маршрут в 18:30. Сначала шли параллельно реке, вытекающей из ледника Ашутор Южный, по левому (ор.) берегу, затем по заболоченным сыртам. Вышли к двум небольшим озерам. С трудом нашли место стоянки – между кочками травы – вода. Время 20:30.

5 день (22 июля)

Место стоянки – подход к перевалу Котор Зап. ( 1Б, 4200, сн-лд.)

Длина пути = 3 км

ЧХВ = 1,5 часа  

Из-за дождя и усталости группы решили устроить полудневку. После неспешного завтрака часть группы ушла в разведку. Видели на склоне трех, видимо, волков. В 15:10 дождь немного утих, собрали палатки и вышли. Обогнули хребет, на правом (ор.) берегу реки, вытекающей из безымянного ледника, установили палатки. Времени 16:50.

Поскольку перевал Котор. Зап. не был запланирован изначально, часть группы ушла в разведку на скалы по левому берегу реки.

6 день (23 июля)

Место стоянки – перевал Котор Зап. (1Б, 4200, сн-лд.)

Длина пути = 8 ,4 км

ЧХВ = 8 часов.

Вышли в 7 ч. Сначала двигались по правому (ор.) берегу реки, затем по частично пересохшему руслу и морене подошли к языку ледника. Далее поднимались по левой стороне (по направлению движения). Лед рыхлый, много маленьких ручейков. Ледник открыт. Перевальный взлет представляет собой ледовый подъём крутизной 30-40°. В этом месте поверхность ледника неровная, много понижений, в некоторых из них небольшие озера, есть трещины. Погода испортилась – пошел снег. В 15:15 поставили тент одной палатки, пережидали. В это время разведка поднялась до седловины перевала и в 16:45 вернулась за остальными участниками. На перевальный взлет поднимались двумя связками, в кошках. Седловина широкая, снежная, тура нет. Снег до 40 см . Виден перевал Котор. Решили заночевать на перевале, утоптали снег и поставили одну палатку в 18:00. Пасмурно.

7 день (24 июля)

Место стоянки – перевал Котор (1Б, 4100, сн.)

Длина пути = 14,4 км

ЧХВ = 9 часов.

Утром планировали выйти пораньше, но когда выглянули из палатки, видимость была нулевая, погода - молоко. Вышли в 10:00, когда развеялось и даже вышло солнце. Спускались двумя связками с седловины перевала к леднику Котор-тор Южный, ледник закрыт, поэтому на сам ледник не выходили, а шли вдоль заснеженных скал по левой стороне движения. Снег глубиной 40 см . Тропили.

На перевал Котор мы вышли в 15:30, седловина широкая, снежная, тура нет.

С плато перевала Котор в связках спустились на ледник Котор Северный. Ледник закрыт, снег 40 см . Шли по правой стороне ледника, расчищая и перепрыгивая через скрытые трещины. Ниже ледник открытый, без трещин, много ручьев. Сделали небольшой перекус с 17:40 до 18:10, и по правому краю спустились на моренные валы, а затем на среднюю осыпь. Спуска по середине нет, там бараньи лбы. Поставили палатки уже в темноте, недалеко от реки, вытекающей из ледника Котор Северный в 21:15.

8 день (25 июля)

Место стоянки – ФГС

Длина пути = 20 км , к зачету 7,2 км

ЧХВ = 8 часов.

Так как накануне был трудный день, встали поздно, вышли в 13:00. Наши палатки находились между двумя реками, которые ниже сливаются. Долго искали удобную переправу через р. Котор-тор, перешли её вброд, осуществляя самостраховку палками и ледорубами. Шли вдоль правого (ор.) берега по лугам, где растет много разных цветов. Сделали перекус в 16:00 на траве и снова шли 30 минут вдоль берега реки и по частично пересохшему руслу. Там, где река превращается в бурный водопад, долго искали тропу, которая резко и незаметно уходит вниз в ущелье. Продолжили идти по правому берегу р. Котор-тор до окончания висячей долины.

По имевшимся у нас описаниям по правому (ор.) берегу р. Ашу-тор тропы нет, поэтому нам нужно было переправиться на левый (ор.)

По бревнам перешли р. Котор-тор на левый берег. Через р. Ашу-тор перекинуты бревна, но вода плещет через них, поэтому организовали навесную переправу. Переправились за 40 минут, в 19:50 продолжили движение. По левому берегу р. Ашу-тор спешили к ФГС, т.к. в этот день была назначена дневка и встреча с группой И. Изюмовой, после которой они должны были отправляться дальше на маршрут. Мы двигались по тропе, по которой мы шли к перевалу Ашу-тор.

Пришли на поляну в темноте, но на поляне никого не было.

В 22:30 поставили палатки.

9 день (26 июля)

Дневка на ФГС

Длина пути = 0

ЧХВ = 0

Дневка. Договорились с местными жителями об организации бани (расплатились оставшимися продуктами). Около 14:30 начался дождь, который продолжался до позднего вечера, примерно до 22:00. Днем около 16 часов пришла группа И. Изюмовой.

10 день (27 июля)

ФГС – подход к перевалу Арча-тор

Длина пути = 10,8 км

ЧХВ = 4,5 часа

Вышли в 12:30. Немного спустились вдоль левого (ор.) берега р. Ашу-тор, где за строениями ФГС на берегу реки остановилась группа И.Изюмовой. Постояли, поболтали с ними. На маршрут вышли в 13:30. Перешли через расположенный рядом хороший мост через р. Ашу-тор на правый (ор.) берег и двигались по тропе вдоль реки вверх по течению. Далее шли по тропе, траверсируя склон, с небольшим набором высоты среди зарослей арчи и больших елей. Накрапывал дождь, как раз наступило время перекуса, переждали дождь под большой елкой с 16:20 до 17:00.

От впадения р. Арча-тор в р. Карабаткак шли по правому (ор.) берегу р. Арча-тор еле заметной тропой вдоль самого обрыва. Затем тропа пропала, некоторое время двигались без тропы. Затем, найдя хорошую конную тропу гораздо выше, поднялись на неё и шли по ней через заросли арчи. Козьих троп множество. Поставили палатки недалеко от р. Арча-тор в 19:45. С места стоянки виден перевал Арча-тор.

11 день (28 июля)

Место стоянки – перевал Арча-тор

Длина пути = 10,8 км

ЧХВ = 6,75 часов

Встали в 8:00. Вышли в 10:00. Вдоль правого (ор.) берега р. Арча-тор подошли к перевалу Арча-тор. Поднимались по средней осыпи, постепенно забирая вверх. В 15:30 были на перевале. Седловина скально-осыпная, неширокая, сняли записку группы из т/к «Вертикаль», г. Томск (руководитель – Артюшин В.) от 27.07.2007 ,оставили свою записку. Перекусили. Начали спускаться в 16:30.

Спуск сначала крутой, мелко-осыпной 20 метров . Спускались глиссером. Справа небольшой снежник. Затем на морене нашли тропу, по гребню морены вышли к левому (ор.) берегу р. Асантикум, двигались около 1,5 часа, поставили палатки в 19:10.

12 день (29 июля)

Место стоянки – подход к перевалу Телеты

Длина пути = 18 км

ЧХВ = 6,5 часов.

Встали в 8:30. Вышли в 10:40. Двигались по левому (ор.) берегу р. Асантикум. Местами тропа глинистая, везде хорошо натоптанная, сначала шла среди кустарников, затем по краю леса, траверсируя, снижая высоту. С тропы открылся замечательный вид на г. Огуз-Баши. Спустились лесом по тропе круто вниз и вышли на левый (ор.) берег реки Джеты-Огуз. Здесь несколько рукавов реки, спустились чуть ниже по течению, перешли вброд, осуществляя самостраховку палками, ледорубами. Двигались по правому (ор.) берегу р. Джеты-Огуз. По пути в юрте купили лепешки, айран, творог, кумыс и устроили перекус с 14:10 до 14:50. У впадения р. Телеты Зап. в р. Джеты-Огуз тоже есть юрта и деревянный дом, мост, дорога. Здесь отдыхали 30 минут, затем пошли по левому (ор.) берегу р. Телеты по дороге, набирая высоту. Затем дорога перешла в тропу, идущую лесом. На большой поляне, недалеко от юрты, поставили палатки в 18:30

13 день (30 июля)

Место стоянки – подход к перевалу Телеты

Длина пути = 9,6 км

ЧХВ = 5 часов.

Встали в 8:00, вышли в 10:15. Двигались по тропе вдоль левого берега р. Телеты Зап. Затем перешли по мосту на правый берег. Снова двигались по тропе и дошли до таблички – с надписью «Соблюдайте чистоту». Поднялись по крутой тропе, идущей серпантином среди кустарников. В удобной ложбине поставили палатки недалеко от ручья. Часть группы ушла в разведку в 16:30

14 день (31 июля)

Место стоянки – перевал Телеты – слияние р. Телеты и р. Онтор

Длина пути = 18 км

ЧХВ = 5,5 часов.

Встали в 8:00, вышли в 10:00. Шли по хорошо натоптанной тропе, затем по средней осыпи. На перевал поднялись в 12:30. Седловина перевала неширокая. Сняли перевальную записку группы т/к «Меридиан» г. Пермь (руководитель Смирнова Ю.) от 31.07.2007, оставили свою. В 13:30 начали спуск по осыпи, далее шли по правому (ор.) берегу, затем перешли на левый (ор.) берег р. Телеты. На другой стороне реки видели группу, видимо, там тоже есть тропа. Далее тропа зашла в лес и оборвалась крутым, продолжительным травянистым спуском. Мы оказались на берегу р. Онтор, недалеко от альплагеря. Здесь много палаток, групп, есть дорога. Напротив места нашего спуска перешли р. Онтор по бревнам, поставили палатки в 19:50. К нам приходил киргиз, видимо егерь, настаивал, чтобы мы заплатили ему за установку палатки, разведение костра и т.д., но мы его убедили, что у нас есть разрешение на посещение заповедника и пока избежали этого.

15 день (1 августа)

Место стоянки – альплагерь

Длина пути = 3 км

ЧХВ = 30 минут.

 Утром, узнав, что мы из Ярославля, парень из группы москвичей сообщил нам, что ниже в альплагере тоже стоит ярославская группа, и что у них одна девушка травмирована.

Часть нашей группы ушла на разведку в альплагерь, часть осталась у палаток. Оказалось, что там стоят группы Г. Иванова и А. Ивановой, была травмирована А.Иванова, они ездили в г. Каракол в больницу, сейчас состояние более-менее нормальное. В 14:40 наша разведка вернулась к месту стоянки, мы собрали вещи, и пошли по дороге вдоль левого (ор.) берега р. Онтор к альплагерю. Там поставили палатки в 15:10. Объединенная группа Г. Ивановой и А.Ивановой ушла на маршрут, осталась только А. Иванова. В альплагере есть фургон-баня, большая военная палатка – столовая, палатка Коли – смотрителя альплагеря, юрты. За установку палаток, посещение бани взимается плата.

Вместо перевала Солнце (1Б, 4000) мы решили завтра подойти к перевалу Панорамный (1А, 3500), а послезавтра взять его. Бирюкова Ю. остаётся в альплагере вместе с Ивановой А. Два участника группы планируют только подняться до озера Алакель, и спуститься обратно, а три остальные участника планируют взять перевал.

16 день (2 августа)

Место стоянки – подход к перевалу Панорамный

Длина пути = 9.6 км

ЧХВ = 4,75 часа.

Вышли из альплагеря в 11:00, обогнули с правой стороны небольшое озеро, где бьет источник, перешли по бревнам р. Аю-тор Вост., немного прошли вдоль р. Онтор по дороге, затем перешли на правый (ор.) берег р. Онтор по бревнам с натянутыми поручнями - тросами. Двигались лесом, затем среди кустарников по тропе, набирая высоту. Впереди и сзади нас шли группы в том же направлении. Прошли мимо небольшого озера в течении р. Курпактор (справа по ходу движения), затем мимо избушки с вырезанными идолами. Далее двигались по тропе, которая резко набирает высоту около небольшого водопада, вдоль правого (ор.) берега р. Курпактор. Там, где река уходит в кулуар, поднялись по средней осыпи, и вышли к северному берегу оз. Алакель в 16:30.

Места достаточно для установки приблизительно 5 палаток. Группа москвичей, поднимавшаяся следом, решила не тесниться с нами, а поставить палатки ниже последнего участка осыпи. С места нашей стоянки седловина перевала Панорамный не видна.

Два участника группы, которые планировали подняться только до оз. Алакель вернулись обратно в альплагерь. Пошел мокрый снег.

17 день (3 августа)

Место стоянки – перевал Панорамный - альплагерь

Длина пути = 10,8 км , к зачету 7,8 км

ЧХВ = 5 часов.

Утром вышли в направлении перевала Панорамный в 10:00, перепрыгнули через сток воды из оз. Алакель, и шли по еле заметной тропе на высоте примерно 20 м от уровня воды. Стала видна седловина перевала Панорамный.

Поднялись по осыпи, седловина широкая, осыпная. На седловину перевала вышли в 11:30. Открылся красивый вид на вершины Джигит, Слоненок, Каракол. Сняли записку группы т/к «Вертикаль», г. Томск (руководитель Артюшин В.) от 31.07.2007

Начали спускаться в 12:30 по осыпи, затем шли просто по траве, т.к. тропу не нашли. Пошел дождь. Спустившись к р. Онтор в 15:30 обнаружили тропу, идущую вдоль её правого (ор.) берега. Двигаясь по ней, вышли к тому же месту где мы ставили палатки напротив впадения р. Телеты в р. Онтор после перевала Телеты. Перешли р. Онтор на левый (ор.) берег по бревнам и вернулись по дороге в альплагерь в 16:30.

18 день (4 августа)

Альплагерь - Каракол

Отъезд на вахтовой машине в 12:30 в г. Каракол.

2.6. Потенциально опасные участки на маршруте

Все технически сложные препятствия являются потенциально опасными участками, а именно: перевалы Ашу-тор (1Б), Котор Зап. (1Б), Котор (1Б), Арча-тор (1А), Телеты (1А), Панорамный (1А), переправы через р. Ашу-тор, р. Джеты-огуз.

2.7. Карточки перевалов

2.7.1 Перевал Ашу-тор

Район

Хребет

Название

Высота

Категория трудности

       

лето

зима

межсезонье

Центр. Тянь-Шань

Терскей-Алатау

Ашу-тор

4000

-

-

Перевал соединяет долины рек Ашу-тор и р. Сарычат.

Перевал можно отнести к группе снежно-ледовых.

Общее время прохождения в часах

Время подъема

Время спуска

Время движения с попеременной страховкой

Время движения с одновременной страховкой

Количество пунктов страховки

Частота прохождения

Преимущественное направление прохождения

6

4

2

-

-

-

-

-

Пройден с севера на юг.

Перевал Ашу-тор
Перевал Ашу-тор (северная сторона)

Перевал расположен в хребте Терскей-Алатау. Подход к перевалу по тропе, идущей по левому (ор.) берегу р. Ашу-тор от ФГС (по правому берегу, видимо, тропы нет). Места для стоянок есть на протяжении всего пути, за исключением моренных валов на подходе к леднику, но в непосредственной близости от языка ледника снова есть удобные площадки. Седловина перевала представляет из себя большое снежное плато длиной до 2-х км, шириной до 1 км . Крутизна подъема не более 30°. На леднике есть закрытые трещины. Спуск по закрытому леднику, без трещин, под снегом вода, крутизна не более 20°.

Необходимое снаряжение на группу из 8 человек:

- Личное: ледорубы, солнцезащитные очки.

2.7.2 Перевал Котор Западный

Район

Хребет

Название

Высота

Категория трудности

       

лето

зима

межсезонье

Центр. Тянь-Шань

Терскей-Алатау

Котор Западный

4200

-

-

Перевал находится в отроге основного хребта, соединяет безымянный ледник и ледник Котор Южный.

Перевал можно отнести к группе снежно-ледовых.

Общее время прохождения в часах

Время подъема

Время спуска

Время движения с попеременной страховкой

Время движения с одновременной страховкой

Количество пунктов страховки

Частота прохождения

Преимущественное направление прохождения

7

4

3

-

-

-

-

-

Пройден с запада на восток.

Ледник перевала Котор Западный (южная сторона)
Ледник перевала Котор Западный (южная сторона)
Перевальный взлет перевала Котор Западный (западная сторона)
Перевальный взлет перевала Котор Западный (западная сторона)

Перевал расположен в хребте Терскей-Алатау. Тропы на подходе к перевалу не обнаружили, достаточно комфортно идти и без тропы, единственное, что сырты на подходе к перевалу заболочены. Места для стоянок есть на протяжении всего пути. С западной стороны перевала ледник открытый. Перевальный взлет ледовый, крутизной до 40°. Седловина перевала снежная, представляет из себя плато длиной приблизительно 200 м и шириной 100 м . С восточной стороны перевала ледник закрытый. Спуск с седловины крутизной до 30°.

Необходимое снаряжение на группу из 8 человек:

- Личное: кошки, страховочная система, ледорубы, солнцезащитные очки, карабины.

- Общее: веревки основные 2 шт.

2.7.3 Перевал Котор

Район

Хребет

Название

Высота

Категория трудности

       

лето

зима

межсезонье

Центр. Тянь-Шань

Терскей-Алатау

Котор

4100

-

-

Перевал соединяет висячую долину реки Ашу-тор и долину реки Сарычат.

Перевал можно отнести к группе снежно-ледовых.

Общее время прохождения в часах

Время подъема

Время спуска

Время движения с попеременной страховкой

Время движения с одновременной страховкой

Количество пунктов страховки

Частота прохождения

Преимущественное направление прохождения

8

3

5

-

-

-

-

-

Пройден с юга на север.

Перевал Котор
Перевал Котор (южная сторона)

Перевал расположен в хребте Терскей-Алатау. Подход к перевалу с перевала Котор .Зап. вдоль заснеженных скал по левой стороне движения, не спускаясь на ледник.
Ледник закрытый. Крутизна подъема до 20°. Седловина перевала снежная, представляет из себя плато длиной приблизительно 1 км и шириной приблизительно 500 м . Спуск крутизной не более 20°. С северной стороны перевала ледник закрытый, встречаются трещины. Спуск по правой стороне ледника по направлению движения.

Необходимое снаряжение на группу из 8 человек:

- Личное: кошки, страховочная система, ледорубы, солнцезащитные очки, карабины.

- Общее: веревки основные 2 шт.

2.7.4 Перевал Арча-тор

Район

Хребет

Название

Высота

Категория трудности

       

лето

зима

межсезонье

Центр. Тянь-Шань

Терскей-Алатау

Арча-тор

3700

-

-

 Перевал соединяет висячую долину реки Арча-тор и долину реки Асантикум.

Перевал можно отнести к группе осыпной.

Общее время прохождения в часах

Время подъема

Время спуска

Время движения с попеременной страховкой

Время движения с одновременной страховкой

Количество пунктов страховки

Частота прохождения

Преимущественное направление прохождения

3,5

2,5

1

-

-

-

часто

-

Пройден с запада на восток.

Перевал Арча-тор
Перевал Арча-тор (западная сторона)

Перевал расположен в хребте Терскей-Алатау. Подход к перевалу по тропе вдоль р. Арча-тор по правому (ор.) берегу. Стоянки есть на всем протяжении пути. Подъем по средней осыпи с постепенным набором высоты. Крутизна 30°. Седловина перевала неширокая. Есть тур. Спуск глиссером по мелкой осыпи приблизительно 20 метров . Крутизна до 50°. Справа небольшой снежник.

Необходимое снаряжение на группу из 8 человек:

- Личное: каски.

2.7.5 Перевал Телеты

Район

Хребет

Название

Высота

Категория трудности

       

лето

зима

межсезонье

Центр. Тянь-Шань

Терскей-Алатау

Телеты

3600

-

-

 Перевал соединяет висячую долину реки Телеты Зап. и долину реки Телеты.

Перевал можно отнести к группе осыпной.

Общее время прохождения в часах

Время подъема

Время спуска

Время движения с попеременной страховкой

Время движения с одновременной страховкой

Количество пунктов страховки

Частота прохождения

Преимущественное направление прохождения

3

2

1

-

-

-

часто

-

Пройден с запада на восток.

Перевал Телеты
Перевал Телеты (западная сторона)

Перевал расположен в хребте Терскей-Алатау. Подход к перевалу по хорошо натоптанной тропе. Стоянки есть на всем протяжении пути. Подъем по средней осыпи с постепенным набором высоты. Крутизна 4 0°. Седловина перевала неширокая. Есть тур. Спуск по средней осыпи. Крутизна до 30°.

Необходимое снаряжение на группу из 8 человек:

- Личное: каски.

2.7.6 Перевал Панорамный

Район

Хребет

Название

Высота

Категория трудности

       

лето

зима

межсезонье

Центр. Тянь-Шань

Терскей-Алатау

Панорамный

3500

-

-

Перевал соединяет висячую долину реки Онтор и озеро Алакель.

Перевал можно отнести к группе скальный.

Общее время прохождения в часах

Время подъема

Время спуска

Время движения с попеременной страховкой

Время движения с одновременной страховкой

Количество пунктов страховки

Частота прохождения

Преимущественное направление прохождения

2

1

1

-

-

-

часто

-

Пройден с востока на запад.

Перевал Панорамный
Перевал Панорамный (восточная сторона)

Перевал расположен в хребте Терскей-Алатау. Подход к перевалу от стоянки у оз. Алакель вдоль северной и западной оконечности озера, по еле заметной тропе на осыпи на высоте примерно 20 м от уровня воды. Подъем по средней осыпи с постепенным набором высоты. Крутизна 3 0°. Седловина перевала широкая. Есть тур. Открывается очень красивый вид. Спуск по средней осыпи. Крутизна до 40°. Возможно падение камней.

Необходимое снаряжение на группу из 8 человек:

- Личное: каски.

2.8. Стоимость питания, снаряжения, средств передвижения

Наименование затрат на одного человека

Стоимость, руб.

Дорога:
г.Ярославль – г.Москва (электричка, 2й класс)
г. Москва – г. Бишкек (плацкарт)

г. Бишкек – г. Каракол (автобус)

г. Каракол – ур. Джилы-Суу

альплагерь – г. Каракол

г. Каракол – г. Бишкек (автобус)

г. Бишкек – г. Москва (плацкарт)

г. Москва – г. Ярославль (электричка, 3 класс)

 

177

3146

 

 



4469

 

Питание на маршруте, аптечка, тент, ремнабор, расходные веревки

1097

2.9. Итоги, выводы

Маршрут прошли достаточно успешно. Для некоторых членов группы маршрут был тяжел физически. На моральный климат повлияла несхоженность, разнородность группы. Преодоление определяющих препятствий потребовало больше времени, чем было запланировано изначально, поэтому пришлось «кроить» маршрут на месте. Во второй половине дня практически всегда выпадали осадки.

2.10. Списки общественного и личного снаряжения.

Общественное снаряжение  

Наименование

Количество (шт)

Веревка 30 м

1

Веревка 50 м

1

Видеокамера

1

Газ

запланировано12 баллонов по 220 гр, в действительности 3 баллона по 220 гр.

Горелка

запланировано 2, в действительности 1

Жумар

1

Котел 7 л

1

Котел 8 л

1

Ледобуры

2

Палатка

2

Солнцезащитный крем

1 тюбик

Спальники

6

Стеклоткань 1 х 0,6 м

1

Тент

1

Фотоаппарат

4

 Личное снаряжение

Наименование

Количество (шт)

Бахилы

1 пара

Ботинки

1 пара

Ветрозащитный костюм

1

Гермоупаковка

1

Гигиеническая помада

1

Карабины

3

Каска

1

Кеды

1 пара

Кепка

1

Коврик туристский

1

Комплект утепленного белья

1

Костюм спортивный

1

Кошки

1

Кружка, ложка, миска, ножик

1 комплект

Куртка теплая

1

Ледоруб

1

Накидка от дождя

1

Очки солнцезащитные (сварочные)

1

Палки треккинговые или лыжные

1

Рукавицы брезентовые

1 пара

Рюкзак

1

Сидушка

1

Спусковое устройство

1

Страховочная система (схваты, блокировочная веревка)

1

Туалетные принадлежности

1 комплект

Фонарь

1

Шапка теплая

1

Шерстяные носки

1 пара

Штаны теплые

1

2.11. Картографический материал.

Карта прилагается к данному отчету, оригинал был найден в Интернете. Масштаб в Интернете 1:100000, мы распечатали бумажную копию масштабом 1:200000. Мы обнаружили одно несоответствие карты с действительностью: на ней отмечено, что восточный склон перевала Телеты покрыт ледником, чего в действительности не оказалось.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru главная | отчеты о походах  | горное фото |  ссылки | кинофестиваль |  форум
Разработка сайта: Иванов Геннадий(с)
Горы в фотографиях

Khan Tengri
Khan Tengri

Пик Коммунизма фото
Пик Коммунизма 2012
Монблан фото
Монблан 2011