Добро пожаловать на сайт Ярославского турклуба "Ирбис"!
  ЯГОО туристский клуб "Ирбис"
Главная Отчеты о походах Горное фото Кинофестиваль Ссылки Форум
Хан-Тенгри Хан-Тенгри Эльбрус Эльбрус Казбек Казбек Белуха Белуха

Алтай-2013: вершина Урусвати перевалы Токмак, Рига-Турист

Автор: Иванов Геннадий

Группа туристов из Ярославля в составе Иванов Геннадий, Иванов Владимир, Иванов Алексей, Иванов Константин, Павлычев Ярослав, Смирнов Денис совершила горный поход 3 к.с. на Алтае в районе Катунского хребта в период с 8 по 28 августа 2013 года по маршруту: по маршруту: с. Тюнгур - р. Кучерла - оз. Кучерлинское - оз. Синее - пер. Токмак 2А - лед. Леонида - р. Мюшту-Айры - р. Кони-Айры - вдп. Кони-Айры - оз. Кучерлинское - оз. Синее - восхождение на вершину Урусвати 2А альп. - пер. Рижский н/к - пер. Рига-Турист 1Б - оз. Аккем - р. Аккем - пер. Кузуяк н/к - с. Тюнгур

Видеофильм о походе

Видеофильм о походе можно посмотреть на сайте DrCroc.RU

Пограничники на Алтае

2013 год ознаменовался новым маразмом в охране границ нашей необъятной Родины. Были запрещены все восхождения на Белуху по классике, так как маршрут частично проходит по территории Казахстана. Чтобы не портить себе отпуск, и не играть в казаки-разбойники с пограничниками, мы отказались от восхождения на Белуху, заменив его восхождением на более простую, зато никем не охраняемую вершину Урусвати. Другое новое правило (пребывание вне 5-ти километровой зоны теперь допускается без оформления пропуска) было в данном варианте нам на руку.

По именющейся у меня информации оформление пропуска состоит из следующих действий: 1)подачи документов за 1 месяц, 2)поездки на погранзаставу в Акташ, что на Чуйском тракте, 3)регистрации пропуска на погранзаставе в Усть-Коксе. Нас чаша сия миновала.

Заброска в Тюнгур

Заброска осуществлялась с помощью фирмы БийскАлтайТур. Газель Барнаул-Тюнгур обошлась нам в 18400 рублей. Во время поездки небо было облачно, а затем нас один раз полил очень приличный проливной дождь. Когда мы прибыли на турбазу Зеленый дом хозяйка турбазы Татьяна Замчалова на наш вопрос как давно испортилась погода ответила, что дожди идут с мая.

1 й день 09.08.2013

От турбазы "Зеленый дом" мы дополнительно арендовали транспорт до урочища Елань в долине реки Кучерла. Внешний вид транспорта и нашей группы в кузове можно лицезреть на фото внизу.

Поездка в данном виде транспорта по размытой дождями грунтовой дороге по долине реки Кучерла произвела на нас неизгладимое впечатление. Два раза у меня было устойчивое ощущение, что грузовичок сейчас перевернется и группу разбросает по кустам, однако все обошлось.

40 минут страха и мы прибыли в урочище Елань. Погода неожиданно наладилась (утромс 6 до 8 часов был дождь) и держалась целых полтора дня.

Долина реки Кучерла - озеро Кучерлинское

Пешая часть похода началась в 11 часов. По тропе правого берега реки Кучерла. В путешествии по берегу реки Кучерла есть свои плюсы и минусы. Плюсы - это очень красивые виды, природа, ягоды. Минусы - это тропа разбитая лошадьми. В зависимости от того сколько прошло лошадей и дождей тропа принимает различные степени ужасности. Перед нами дождей прошло много.

4 перехода по 30 мин + еще 15 минут до ручья перед петроглифами - древними наскальными рисунками. У ручья мы сделали перекус, а затем еще через 15 минут мы вышли к древним наскальным рисункам, в результате сделали внештатный привал.И, вообще, мы в отпуске или где?  Дальше 2 перехода по 30 минут и один 20 минут вывели нас к большой стоянке на берегу Кучерлы.

долина реки Кучерла

Было не ясно, сколько еще идти до следующей приличной поляны для привала, многие участники были несколько утомлены, поэтому решили встать на ночевку.

10.08.2013

Выход в 10 часов. Через 2 перехода по 30 минут вышли на большую поляну с домом и баней (см. на фото ниже).

долина реки Кучерла

Еще через 30 минут выходим к стоянке "3 березы на Кучерле". На следующем 30 минутном переходе выходим к красивому ручью с крутыми берегами, где делаем перекус. Еще 3 перехода по 30 минут + последний переход 20 минут привели нас в 18 часов на оборудованные стоянки на берегу реки Текелюшка. Весь день стояла прекрасная погода, мы были в прекрасном настроении, наше движение пару раз прерывалось на поедание земляники.

3й день 11.08.2013

С утра был проливной дождь, поэтому выход со стоянки состоялся только в 12 часов

долина реки Кучерла
Космический корабль, совершивший посадку посреди леса, закамуфлированный под камень

Через 2 перехода тропа по описанию должна раздваиваться, я, это место как то пропустил, мы как шли так и шли по самой набитой конской тропе, которая вскоре ушла от реки и начала набирать высоту. Подъем заканчивается на смотровой площадке над Кучерлинским озером. Необыкновенная красота и величие природы предстали перед нами. Несмотря на то, что начался дождь, вид на Кучерлинское озеро произвел на нас впечатление, которое не в силах передать фотографии.

По тропе мы за 10 минут спустились к озеру. Дождь стал проливным. Мы укрылись под дырявым навесом рядом с озером и поочереди поставили палатки, таким образом, измочив только минимум вещей. Тогда мы еще не знали что дождь будет идти еще 7 дней. Готовили на горелке, однако вечером группа желающих сходила за дровами и даже удалось разжечь костер.

озеро Кучерлинское - озеро Синее

4й день 12.08.2013

Утро не принесло утешительных вестей, дождь перешел в хроническую фазу. Под дождем вышли по тропе вдоль озера. Через 3 перехода по 30 минут дошли до начала тропы на Синее озеро, не доходя до большого ручья, который из этого Синего озера и течет. Здесь моя доблестная группа объявила, что мы все уже мокрые и пора вставать на просушку.

На стоянках у начала тропы на Синее готовила завтрак группа из Владимира. Они с радостью поддержали нашу идею остановиться, сказав, что они после завтрака валят вниз. Девушки из Владимирской группы смачно обсуждали возможные способы попадания в цивилизацию: пешком, на машине, на лошадях и на вертолете. Как я понял, им бы подошел любой способ.

Следуя принципу, что мы в отпуске, решаем ставить палатки, дождь немедленно уменьшается, а затем и вовсе прекращается на пару часов. Почуяв, что пришло время африкосового гона, владимирцы уходят, мы весь вечер балдеем у костерка под моросящим дождем.

5й день 13.08.2013

Утром лезем в мокрые кусты, затем крутая тропа по лесу – 2 перехода по 30 мин. Затем 2 более пологих участка 30 и 45 минут и мы у Синего Озера. На последнем участке на осыпи есть турики, обозначающие тропу. Из озера вырывается бурлящий поток (последствия непогоды), который нам не вдруг удается перейти по камешкам. На ночевках у озера довольно шумно из-за бурлящей воды. В 16:30 сильный дождь в грозой.

Перевал Токмак (2А, 3400 м)

6й день 14.08.2013

В этот день волей-неволей нам пришлось совершить победу над собой, продемонстрировав всему миру, что мы ни какие-нибудь вальяжные отдыхающие, а горные туристы совершающие прохождение перевала Токмак 2А категории сложности. Подвиг начался с того, что команда продемонстрировала невиданную ранее скорость сборов и смогла выйти с бивака в 8 утра.

Мы шли сначала в обход озера слева походу (лучше это сделать не удалясь далеко понизу от начала озера), забираясь наверх на поросшую травой морену, затем, после окончания озера, по морене придерживаясь ее правой по ходу стороны, впрочем как выяснилось позже можно ходить и слева. Через 4 перехода по 30 мин мы вышли под язык ледника Западный, по которому можно подняться к перевалу Токмак

Недалеко от ледника делаем заброску в камнях. Это мероприятие заняло около часа. В 12 часов вышли на ледник. Ледник вначале открытый, идем, не связываясь.(см. фото ниже)

Затем снега становится больше.  Связываемся. Подъм на перевал Токмак осуществляем, придерживаясь левой по ходу части склона. .(см. ниже фото Маршрут на перевал Токмак).

В 16 часов мы на седловине перевала Токмак, сначала мы вышли по центру седловины, но, оказывается, надо было сразу идти в левую по ходу ее часть, откуда начинается спуск по осыпной полке. Погода начинает портиться. Облака не дают на полностью увидеть пик Корона Алтая.

Через 30 минут начинаем спуск с перевала Токмак. По широкой горизонтальной скально-осыпной полке идем 300 м влево. Дальше по наклонной полке спускаемся 30 м. На фото ниже группа как раз проходит этот участок. Снег закрывает начало широкого скального кулуара, по которому мы вешаем дюльфер 50 м. После дюльфера берем чуть левее и по осыпному склону спускаемся на ледник Леонида.

По описанию которое у нас было с с собой люди за 2 перехода дошли до мутного озера ниже ледника Леонида. Не знаю, что это за переходы, однако явно не по 30 минут. Шли мы долго. Три раза была команда одеть кошки и три раза снять кошки. Ледник, вначале ровный, местами имеет существенный уклон. Моросящий дождик придавал дополнительный антураж нашему спуску. Пришлось прыгать через ледовые потоки и лазать по горам живых камней, наваленных вдоль ледника. Я специально подчеркиваю, что это не обычная морена, а именно камни, лежащие на льду.

Но все в мире имеет свойства подходить к концу. И мы в конце концов пришли к мутному ледниковому озеру, довольно большому, еще минут 10-15 мы обходили его слева, пока не нашли подобия стоянок, недоходя которых в озеро впадает относительно чистый ручей, из которого мы потом брали воду. Встали на ночевку в 19 ч 30 мин. Таким образом, спуск от седловины перевала Токмак занял 5 часов грязного времени, причем перерывы на отдых были весьма скромные. На фото ниже вид на ледник Леонида от наших палаток.

7 день. 15.08

В этот день мы спустились от стоянок под ледником Леонида до слияния рек Мюшту-айры и Кони-Айры. День тоже выдался неожиданно трудным и длинным. Отчасти нашу медленную скорость движения можно списать на моросящий дождь, который с перерывами шел весь день. Большая часть пути проходит по среднему и крупному курумнику, грубо говоря по камням, в нашем случае по сырым камням. Спуск начинается но средней осыпи, которая выводит нас на заболоченное горизонтальное поле с многочисленными ручьями. Здесь следует двигаться в левый дальний угол поля, пересекая ручьи, чтобы в конце выйти на склон, поросший карликовой березкой,, который идет левее всех ручьев. Склон выводит нас к морене ледника Мюшту-айры, перед которой мы поворачиваем направо и движемся в кармане морены почти до того места где карман морены соединяется с руслом большого ручья, который течет с ледника Леонида. Не доходя ручья, в месте обозначенном туром, мы поднимаемся на морену. Дальше по бесконечной морене, придерживаясь ее правого края. В конце морены движемся по ее гребешкам, правее которых лежит глубокий карман, поросший лесом. В конце концов, спускаемся к началу лесной зоны. От стоянок под ледником Леонида до этого места 5 часов грязного времени. Здесь делаем перекус.

Затем продолжаем движение по правому берегу реки Мюшту-айры. Есть подобие тропы по редколесью и кустам. В нижнем течении реки Мюшту-айры наблюдаем красивый водопад. От места перекуса до стоянок недалеко от слияния рек Мюшту-Айры и Кони-айры на правом берегу реки Верхняя Кучерла (которая образуется после слияния рек Мюшту-Айры и Кони-айры) дошли за 3 перехода по 30 мин. От этого места до переправы через Мюшту-Айры 5-10 минут ходьбы по тропам.

Вврех по долине Кони-Айры и обратно

8 день. 16.08

Утром нас приветствовала дождливая погода. Не хотелось идти в дождь, но дождь не собирался заканчиваться, а мы уже на один день отставали от графика.

Сначала сделали разведку подхода к переправе и самой переправы без рюкзаков. Рекав месте переправы разделяется более чем на 5 проток, часть из которых надо перейти по бревнам, часть перепрыгнуть. Проливной дождь добавил ощущений при переходе бурлящих потоков по скользким бревнам.

После переправы по тропке через лес выходим к реке Кони-Айры. Дальше по тропе вдоль реки Кони-Айры идем вверх по течению. Тропа иногда теряется, иногда идет через кусты. Через два часа подходим к водопаду Кони-Айры. Погода не благоприятствует фотосъемке. Тропа вдоль водопада проходит по скалам, местами приходится использовать для опоры не вызывающие доверия куски почвы на скалах.

Далее тропа идет по заболоченной и поросшей кустарником местности. Снова все мокрые насквозь. Остановились на ночевку, немного не дойдя до штатной стоянки в последних кедрах, дальше на нашем берегу дересьев нет. В течение полутора часов разжигаем костер, хочется согреться у огонька.

9 день. 17.08

Утром кабан племянничек Костя попросил отца (Вову) приподнять его чтобы его (Костины) позвонки хрустнули, в результате что-то хрустнуло у Вовы в пояснице и он стал с трудом сгибаться и разгибаться. В результате делаем дневку и решаем на следующий день идти вниз.

В течение дня идет дождь.

10 день. 18.08

Перед отступлением Ден и Слава делают фотографии красивейших мест выше каньона Кони-Айры

Разгружаем Вову, бежим вниз. Вова идет хорошо, несмотря на боли в пояснице. За 4 перехода возвращаемся на нашу стоянку на Верхней Кучерле. Здесь на час выходит солнце приветствуя наш правильный выбор. Через час снова начинается дождь.

11 день. 19.08

В этот день установилась солнечная погода, которая баловала нас в течение следующих 6 дней. Мы изголодались по солнцу, и радовались ему как дети!

Мы двинулись вниз по течению Верхней Кучерлы к Кучерлинскому озеру.

За 4 перехода по 30 минут дошли до нашей стоянки на Кучерлинском озере у начала тропы на Синее озеро. Кольцо замкнулось и во второй половине дня мы поднялись к Синему озеру по пройденному ранее пути. Еще 4 перехода по 30 минут и мы на Синем озере.

Речка, вытекающая из Синего озера, в наше отсутствие сильно обмелела и стала тихой как ручеек. Путь на вершину Урусвати сияет свежевыпавшим снегом.

Восхождение на вершину Урасвати

12 день. 20.08

Выход в 5 ч 30 минут. Темно, фонарики освещают камни, весело лезем на морену. При переходе через ручей, который течет из Зеленого озера, Ден мочит ноги.

В отличие от того, как мы шли на перевал Токмак, при движении к вершине Урусвати мы идем по левой по ходу морене, а затем и по левой по ходу части ледника Западный. Перед склоном перевала Урусвати Ложный выходим на центр ледника. Путь на вершину Урусвати идет через перевал Урусвати Ложный. (см. фото ниже)

Поднимаемся по снежно-ледовому склону в связках.

Видны следы лавин, сошедших накануне.

В конце концов выходим на седловину перевала Урусвати Ложный. В сторону ледника Аккем спуск не просматривается. С седловины туда свисают большие карнизы. Мы очарованы открывшимся перед нами видом Аккемской стены.

На седловину перевала Урусвати ложный мы выходим в ее левой по ходу части и повернув опять же налево начинаем подъем по скалам на вершину Урусвати. Скалы сильно заснежены.

До вершины Урусвати провесили 3 веревки перил
1-я по простым скалам гребня, которые снижу выглядели заснеженными и угрожающими, особенно первые несколько метров.
2-я веревка по простым и средней сложности скалам. Крутой участок в верхней части обошли слева по крутому скальному 3-х метровому углу и камину (3-4 к.с.).
3-я веревка по заснеженному скальному гребню горизонтальный участок до вершинного зуба.
От Синего озера до вершины Урусвати восхождение заняло 8 часов.

Данный маршрут не имеет категории в альпинистском классификаторе. Моя оценка маршрута на вершину Урусвати через перевал Урусвати Ложный – это хорошая альпинистская 2А.

Спуск по пути подъема.

По снежно-ледовому склону перевала Урусвати Ложный спустились в связках. Далее наш путь спуска был другим, нежели путь подъема. Мы должны были выйти к заброске под ледником Токмак, поэтому как появилась возможность вышли в левый по ходу край ледника Западный а затем на морену. Такой путь тоже возможен, по леднику идем в связках практически до конца. Раскопки заброски заняли около часа. Затем долго идем по морене до Синего озера, перед которым сворачиваем вправо и выходим морену выше правого берега озера. По итогам похода мы исходили морену между ледником Западный и Синим озером во все стороны.

В лагерь на Синее озеро вернулись в 19 ч 30 мин.

13 день. 21.08

Дневка

Перевал Рига-Турист (1Б*, 2850 м)

Перевал Рига-Турист

Жирным крестиком обозначен перевал Рига-Турист, цифрой 34 вершина Урусвати

14 день. 22.08

Путь на перевал Рига-Турист 1Б от Синего озера лежит через Зеленое озеро и некатегорийный перевал Рижский.

Выходим в 8 ч 20 мин и уже в который раз лезем на морену слева от Синего озера. За 45 минут доходим до великолепного Зеленого озера.

Продолжаем движение в сторону перевала Рижский (нк, 2600). Подход к перевалу идёт по старым моренным валам, выбираем самый простой путь. Основной подъём на гребень идёт по травянисто-каменному склону примерно 30-35°. Выйдя на верх этого склона мы видим озеро на перевале Рижский, обходим его слева. По некоторым описаниям люди ходят и справа от озера.

Идем вдоль озера. По пути нам хорошо виден дальнейший путь на перевал Рига-Турист. Продожаем идти вдоль озера до того места где из озера вытекает довольно бурный поток. Здесь много роных мест под палатки. В этом месте мы были в 13 часов.

Отсюда же начинается тропа вниз правым берегом ручья. Быстро спусаемся по тропе, затем по менее выраженной тропке траверсируем склон вправо, чтобы не терять высоту. 1 ходка 30 минут.

За один переход 30 минут подходим под взлет перевала Рига-Турист. Затем уже за 45 минут заходим на перевал по скально-осыпному склону 35-40°, придерживаясь скальных выходов. Осыпь между скалами вся живая.

Время выхода на перевал - 17 ч 00 мин

На перевале Рига-Турист любуемся пройденым путем и озером на перевале Рижский.

Впереди долина Семи Озер

Спуск начинаем траверсом влево по склону. С седловины есть заметная тропа в этом направлении. Местами тропа проходит по разрушенным скалам, где приходится применять лазание лицом к склону.

Затем мы вернулись на основной кулуар, ниже снега. Здесь уже все просто мелкая и средняя осыпь. За 1 час 30 минут мы спустились с перевала в цирк. Дальше движемся шло по старым моренным валам. Тропа то появляется, то пропадает. За 1 час выходим на стоянки у озера под вершиной Ак-оюк.

15 день. 23.08

По тропе за 2 часа спускаемся на озеро Аккем. На озере много народу. Свободны площадки только на "полюсе холода", где мы останавливаемся. Любуемся озером.

вершина Ак-Оюк

16 день. 24.08

За 3 часа доходим до последник стоянок, с которых видна Белуха.

17 день. 25.08

Вышли в 10 ч 30 мин. В обед хорошая погода, которая стояла 6 с лишним дней закончилась. Начался дождь. Встали на ночевку у ручья под проливным дождем в 17 часов 10 мин не дойдя до стоянки "Три березы" одного перехода 35 минут.

18 день. 26.08

Выход 9ч 30 мин.

В 10 ч 05 минут мы на стоянке "Три Березы". Здесь даже есть ларек. Далее идем по дороге на перевал Кузуяк. Кое-где есть тропа, которая срезает изгибы дороги. Идем мы и идет дождь.

В 13 ч 00 мин мы на перевале Кузуяк. Дождь временно кончился.

На спуске очень скользко. Несколько раз падаем в грязь. Сами все по уши грязные.

В 17 ч 30 мин мы входит в ворота базы Зеленый угол в Тюнгуре.

На следующий день была баня, песни под гитару, данную нам в аренду, ясная ночь, крайний день в горах.

Итоги похода

Несмотря на плохую погоду в течение 10 дней из 18 мы остались очень довольны походом.

Алтай - это уникальное место, возможно самое красивое в мире.

Питание в походе

В походе впервые была применена новая схема питания, с которой можно ознакомиться на моем блоге DRCROC.RU

Прямая ссылка на описание походного меню

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru главная | отчеты о походах  | горное фото |  ссылки | кинофестиваль |  форум
Разработка сайта: Иванов Геннадий(с)